Мало какой
современный фильм обходится без спецэффектов,
насилия и пошлости. Это уже стало нормой – пара
драк, пара постельных сцен, несколько соленых
шуточек – вот вам и очередная суперновинка
экрана. Других фильмов уже, кажется, и не снимают,
а если и снимают, то эти картины в широкий прокат
не попадают – им место на фестивалях, а не в
биллбордах десятки самых кассовых фильмов.
Однако, похоже, режиссер Оливер Паркер не из тех,
кто привык придерживаться стандартов, поэтому он
взялся за экранизацию пьесы Оскара Уайльда,
написанную аж в 1895 веке. И шумный успех фильма –
лишний раз доказательство тому, что Оскар Уайльд
бессмертен в своих произведениях. Так, наверняка
“Кентерберийское привидение” и “Портрет
Дориана Грея” прекрасно запомнились вам еще с
детских времен. Но сейчас речь не о них.
Я говорю о фильме “Как важно быть серьезным”.
Режиссер Оливер Паркер. В ролях: Руперт Эверетт,
Колин Ферт, Риз Уизерспун, Френсис O’Коннор,
Джуди Денч.
Юмор Уайльда несомненно должен быть причислен
к английскому – и по происхождению автора, и по
остроте и замысловатости шуток. Фильм Паркера
настолько удачно передает уайльдовскую манеру
острить, что вполне может быть поставлен в ряд со
знаменитым “Дживсом и Вустером”.
Отступлюсь от стандартного пересказывания
сюжета: те, кто читал Уайльда, отлично его знают, а
остальные могут получить море удовольствия,
прочитав пьесу в оригинальном варианте. Поэтому
лучше буду рассказывать об актерах и их игре.
Единственое, что считаю нужным пояснить на
всякий случай: в оригинальном английском тексте
пьесы основной юмористический эффект
достигается игрой слов, наиболее яркий образчик
которой – перекличка названия и имени главного
героя: "The importance of being earnest" и "Earnest".
Поэтому для тех, кто знает английский, будет
интересно посмотреть фильм в оригинале или же
отстраниться от русского перевода (в кинотеатре
фильм идет без дублежа, с одним переводчиком).
Итак, обещанный рассказ об исполнителях.
На мой взгляд, актерский состав – лучше и
придумать нельзя. Вот только краткий перечень
свидетельств их удачной карьеры:
Руперт Эверетт – “Кто застрелил Виктора
Фокса”, “Сон в летнюю ночь”, “Идеальный муж”,
“Влюбленный Шекспир”, “Свадьба лучшего друга”,
“Высокая мода”, “Лучший друг”;
Колин Фирт – “Дневник Бриджет Джонс”,
“Относительные ценности”, “Влюбленный
Шекспир”, “Английский пациент”, “Гордость и
предубеждение”;
Риз Уизерспун – “Блондинка в законе”,
“Выбор”, “Жестокие игры”, “Человек на луне”;
Френсис О’Коннор – “Искусственный разум”,
“Мадам Бовари”, “Менсфилд парк”, “Любовь и
другие катастрофы”
Джуди Денч – “Айрис”, “Шоколад”, “И целого
мира мало”, “Чай с Муссолини”, “Влюбленный
Шекспир”, “Завтра не умрет никогда”;
Теперь же поговорим об их заслугах в комедии
“Как важно быть серьезным”
Руперт Эверетт – Алджернон-Эрнест
II. Актер известен в основном по фильмам “Свадьба
лучшего друга” и “Лучший друг” - и там, и там
играл гея, отличившись нечеловеческим
магнетизмом. Вообще-то Эверетт не тянет на
секс-символа по многим параметрам, но при этом
действительно безумно обаятелен и от этого
как-то особенно привлекает женсокое внимание –
Сесили вполне можно понять.
Риз Уизерспун – Сесили Кардью. До этого фильма
я ее, похоже, недооценивала – а она, между тем,
очень здорово вжилась в роль деревенской девушки
и совершенно неподражаемо фантазирует и
предается скромным и не очень девическим мечтам.
Играя наивную, но, в то же время весьма
целеустремленную девушку, Риз сделала буквально
невозможное – переродилась из женщины XXI века в
молоденькую воспитанницу с огромным состоянием,
основным занятием которой стало вести
девический дневник и вздыхать о прекрасном
принце.
Колин Фирт – Джек-Эрнест I. Кто-то, возможно,
упрекнет меня в излишнем внимании к “Дневнику
Бриджит Джонс”, но факт остается фактом: Колин
Фирт известен зрителям именно по этому фильму.
Больше ничего особенного про него добавить, к
сожалению, не могу – в “Как важно” он остается
верен своей сдержанной манере играть настоящего
джентльмена и ведет себя более чем серьезно и
рассудительно. И даже трюк с переодеванием по
приезду из деревни в Лондон не помогает
замаскироваться под гуляку и шалопая. Все
шалопайство в этом фильме принадлежит брату
Джека – Эрнесту II (и, следовательно, Эверетту).
Фрэнсис О’Коннор – Гвендолен. Девушки в пьесе
Уайльда более скромные и менее остроумные,
нежели молодые люди, однако О’Коннор отлично
справилась со своей задачей. Ее Гвендолен
современна и эмансипирована, знает толк в
нарядах, светских манерах и правильных женихах.
Для полноты описания следует упомянуть о
некоторой экстравагантности этого персонажа:
если Уайльд считал достаточным для
экстравагантной девушки быть просто
раскованной, то Паркер, похоже, счел это
неубедительным и пошел дальше – Гвендолен в
порыве любовного дурмана делает себе татуировку
с вожделенным именем на весьма интересном месте.
Этот небольшой отход от первоисточника, как ни
странно, совсем не портит фильм и удачно
вписывается в общую атмосферу каламбуров и
помолвок.
Многие кинокритики заостряли внимание на Джуди
Денч, сыгравшую леди Брекнелл и, следовательно,
мать Гвендолен. К своему стыду, ничего особенно
примечательного в ее игре я не заметила, но
должна признать, что роль вполне удалась и была
сыграна более чем характерно.
И напоследок не могу обойти вниманием персонаж
второго плана, гувернантку Сесисли, - мисс Призм.
Удивительно, но в киношном мире актеров еще не
перевелись сухонькие миниатюрные старушки,
которым так идут белые кружевные чепчики.
Что касается фильма в целом, то несмотря на
отзыв Денч, что “тут как-то все завязано на
сексе” и “пьеса куда живее, чем ей
представлялось”, экранизация Уайльда хороша
именно непошлостью и несколько старомодным
изяществом – это дает Паркеру огромное
преимущество.
Я бы советовала смотреть фильм в атмосфере
полного спокойствия, если вы уверены, что на
протяжении пары часов вас никто не потревожит.
Идеальное место для этого – уютный небольшой
кинотеатр или пустая квартира с огромным
телевизором.
Полина ЛИОН
|