Мода в музыке
переменчива до крайности. Вчера ты на пике
популярности, сегодня тебя уже никто не помнит. С
музыкальными течениями все еще сложнее. Лет пять
назад казалось, что скоро вся планета будет
слушать только рейв, а сегодня уже практически
всем, а не только лидеру группы “Сплин”, давно
параллельно, “рейвер ты или плейер”. В
приблизительно таком же удручающем состоянии
находится и техно-музыка, в свое время также
претендовавшая на мировое господство. Список
“живых трупов” можно продолжать и продолжать...
В ситуации, когда явно наблюдается кризис
свежих музыкальных идей, неожиданно актуальным и
модным оказывается “хорошо забытое старое” -
этническая музыка. У нас с этнической музыкой
дело, откровенно говоря, обстоит не слишком
хорошо. Одно дело во время семейного застолья,
тяпнув водочки, затянуть нестройным хором “Ой,
то не вечер, то не вечер...”, совсем другое –
сыграть и спеть народную песню на современном
уровне, да так, чтобы слушатели либо в пляс
пустились, либо уронили голову на грудь и
зарыдали...
Серьезных попыток сделать популярной
русскую народную песню было совсем немного. Если
не трогать вечномолодящихся ветеранов эстрады
вроде Надежды Бабкиной и Людмилы Зыкиной,
которых назвать модными персонажами язык не
поворачивается, то остаются две команды:
“Балаган Лимитед” и “Иван Купала”. Золотые
деньки каждой из них, судя по всему, позади.
Группа “Балаган Лимитед” из Рыбинска пыталась
завоевать любовь масс душещипательными
песенками с нехитрым юмором. Всероссийскую
популярность принес группе разухабистый хит “Чё
те надо”, который некоторое время в режиме
нон-стоп доносился из каждой коммерческой
палатки от Калининграда до Магадана. Кстати
сказать, “Чё те надо” - это народная песня,
впервые записанная в одной из фольклорных
экспедиций и лишь потом попавшая к рыбинским
музыкантам. Первоначальный успех укрепить не
удалось, эклектическая смесь попсовых мелодий,
псевдонародных костюмов и довольно-таки диких
текстов в народе, как говорится, не пошла. Клип,
где разрумяненные девушки в кокошниках и парни в
костюмах лабазников гуляют под пальмами,
исполняя песню “Багамы, мама!”, перестали
показывать по центральным каналам ТВ.
Беда никогда не приходит одна: коллектив
рассорился с продюсером, а тот, подумав, весь
состав группы выгнал, нанял людей со стороны и
отправил их с концертами по стране под именем
“Балаган Лимитед”, благо авторские права на
название остались за ним. Старый состав не мог с
таким положением дел смириться, поэтому группа
взяла название “Настоящий Балаган” (а чуть
позже переименовалась в “Чё те надо”) и тоже
отправилась на гастроли. Результат вполне
закономерный – по стране колесят два
“Балагана”, успеха не добилась ни та, ни другая
группа.
Молодые люди из группы
“Иван Купала” решили пойти совсем другим путем.
Поездив по деревням в составе экспедиций и
прилежно изучив русский фольклор, они решили
существенно осовременить его, сделать в хорошем
смысле модным. Использовав вполне аутентичные
записи дедов и бабок из далеких деревень в
качестве основы, музыканты из группы “Иван
Купала” обработали их с использованием
электронных инструментов, и получилось нечто
невероятное.
Первый шок у слушателей сменился полным
восторгом: клип с обрядовой песней про
“Кострому” пользовался успехом даже на MTV, а на
дискотеках хорошо одетые девушки весело скакали
по танцполу под песню “А я заянька, хвостик
серенький”. Все как один требовали: “Еще, Еще!”,
и музыканты вынуждены были в спешном порядке
доделывать альбом, а затем и объявлять о начале
гастролей. С концертами возникла большая
проблема, не везти же бабушек со всей России, а
без бабушек кто петь-то будет?! Пришлось бабушек
менять на девушек, а там уже недалеко и до
“Балаган Лимитед”, вся изюминка исчезает.
Еще одной неудачей стали ремиксы группы. По
большому счету, все творчество “Ивана Купалы” –
это сплошные ремиксы народных песен, а делать
ремиксы на ремиксы – это уже масло масляное. Так
тихо и бесславно популярность группы сошла на
нет, где она теперь, Кострома-то?...
В принципе, в России есть довольно много
малоизвестных широкой публике музыкантов,
которые активно экспериментируют с народной
музыкой и добиваются очень интересных
результатов. Увы, знают о них немногие, а жаль.
Чего стоят хотя бы пронзительные песни Инны
Желанной, похожие то на заклинания, то на крик
измученной души. Необыкновенная, отлично
сыгранная музыка, замечательный вокал, словом,
необычно и здорово... Беда в том, что кассету или
диск с альбомом Инны Желанной даже в Москве
добыть – целая проблема, такая музыка слишком
сложная и нестандартная, чтобы быть массовой.
Где же выход? Как водится, заграница нам
поможет! Совсем недавно в Москве с огромным
успехом прошли концерты известного балканского
кинорежиссера Эмира Кустурицы и его группы No Smoking
Orchestra. Это уже второй визит группы в Россию,
впервые они выступили в Москве в январе 2001 года.
Какое отношение No Smoking Orchestra имеет к фольклору?
Самое прямое. Группу неслучайно называют
поп-панк-этно-цыган-ансамблем - в своем
творчестве она использует самые разные
музыкальные стили, среди которых особую роль
играет народная балканская и цыганская музыка.
Впрочем, начинала группа с подражания Sex Pistols.
Панк-музыка в 1980 году, когда была основана группа,
звучала в коммунистической Югославии поистине
революционно. Однако уже тогда No Smoking Orchestra и ее
лидер Нелле Каржалич проявляли большой интерес к
цыганской музыке и активно использовали
цыганские мотивы в своем творчестве. Вскоре
после выхода в 1984 году первого альбома группа
попала в немилость к властям и испытала все
прелести реакции и цензуры. Именно в этот момент
в группу пришел молодой, но уже тогда очень
известный кинорежиссер Эмир Кустурица, который к
тому времени уже успел получить главную премию
Каннского Кинофестиваля за фильм “Папа в
командировке” (1985) и неофициальный статус
“режиссера XXI века”. Кустурицу в тот момент как
раз собирались назначить профессором киношколы,
но, увидев, как он играет на бас-гитаре в группе
опальных панков, решили этого не делать.
Кустурица не слишком долго был гитаристом No Smoking
Orchestra, слишком хотел снова снимать кино, зато в 1994
году участником группы стал его сын Стрибор
Кустурица, севший за барабаны.
Все 90-ые годы Эмир Кустурица кочует из страны в
страну, пытается работать в США, где снимает
фильм “Сны Аризоны” (1992), после начала
балканской войны эмигрирует во Францию. В 1995 году
он снимает масштабную трагикомедию “Подполье”
(“Андерграунд”), которая приносит ему вторую
Золотую Пальмовую ветвь в Каннах (за всю историю
премии лишь четыре режиссера получали ее дважды),
однако фильм раскритиковали в бывшей Югославии,
и Эмир Кустурица от огорчения обещал больше
никогда ничего не снимать.
Обещания Кустурица не сдержал и в
1999 году начал снимать самый веселый и
бесшабашный свой фильм “Черная кошка, белый
кот”. К началу съемок он успел вдрызг
рассориться со своим постоянным композитором
Гораном Бреговичем, тоже, кстати, не так давно
приезжавшем в Москву. В фильме должно было быть
много музыкальных номеров, и Кустурица попросил
помочь Нелле и его группу. Саундтрек получился
великолепным, так что именитый режиссер,
вспомнив молодость, решил вернуться в группу и с
ней отправиться в гастроли по миру.
Если в январе зрители шли на концерт No
Smoking Orchestra в первую очередь для того, чтобы просто
посмотреть на Кустурицу, то теперь идут именно
ради музыки. Фольклорная музыка в исполнении
группы – это страсть, напор, драйв и бесконечное
веселье. Это музыка, под которую хочется плясать
до упаду и ходить на голове. Не так уж важно, что
сам Кустурица, например, достаточно плохо умеет
играть на гитаре, зато он может одновременно
играть и смачно курить сигары, зато музыка,
сыгранная им и его товарищами по группе, полна
дикой энергии и веселья. Бешенный успех
Кустурицы в России говорит о том, что нам не
хватает именно такого фольклора. Остается ждать,
когда у нас появятся бесшабашные весельчаки,
играющие такую музыку. Или ждать нового визита
Кустурицы.
Михаил Алексеевский
А что вы думаете по поводу
фольклорной музыки?
И кто из исполнителей вам нравится более других?
|