iVillage.ruДобавь в закладки!Форум
Home
Беременность
Гороскопы
Деньги
Дети
Здоровье
Знаменитости
Красота
Кулинария
Любовные истории
Любовь и секс
Мода
Развлечения
Рукоделие
Семья

· Гороскопы
· Рецепты
· Рецепты салатов

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Песни и пляски


Тема: Развлечения

   Мода в музыке переменчива до крайности. Вчера ты на пике популярности, сегодня тебя уже никто не помнит. С музыкальными течениями все еще сложнее. Лет пять назад казалось, что скоро вся планета будет слушать только рейв, а сегодня уже практически всем, а не только лидеру группы “Сплин”, давно параллельно, “рейвер ты или плейер”. В приблизительно таком же удручающем состоянии находится и техно-музыка, в свое время также претендовавшая на мировое господство. Список “живых трупов” можно продолжать и продолжать...

В ситуации, когда явно наблюдается кризис свежих музыкальных идей, неожиданно актуальным и модным оказывается “хорошо забытое старое” - этническая музыка. У нас с этнической музыкой дело, откровенно говоря, обстоит не слишком хорошо. Одно дело во время семейного застолья, тяпнув водочки, затянуть нестройным хором “Ой, то не вечер, то не вечер...”, совсем другое – сыграть и спеть народную песню на современном уровне, да так, чтобы слушатели либо в пляс пустились, либо уронили голову на грудь и зарыдали...

   Серьезных попыток сделать популярной русскую народную песню было совсем немного. Если не трогать вечномолодящихся ветеранов эстрады вроде Надежды Бабкиной и Людмилы Зыкиной, которых назвать модными персонажами язык не поворачивается, то остаются две команды: “Балаган Лимитед” и “Иван Купала”. Золотые деньки каждой из них, судя по всему, позади.

Группа “Балаган Лимитед” из Рыбинска пыталась завоевать любовь масс душещипательными песенками с нехитрым юмором. Всероссийскую популярность принес группе разухабистый хит “Чё те надо”, который некоторое время в режиме нон-стоп доносился из каждой коммерческой палатки от Калининграда до Магадана. Кстати сказать, “Чё те надо” - это народная песня, впервые записанная в одной из фольклорных экспедиций и лишь потом попавшая к рыбинским музыкантам. Первоначальный успех укрепить не удалось, эклектическая смесь попсовых мелодий, псевдонародных костюмов и довольно-таки диких текстов в народе, как говорится, не пошла. Клип, где разрумяненные девушки в кокошниках и парни в костюмах лабазников гуляют под пальмами, исполняя песню “Багамы, мама!”, перестали показывать по центральным каналам ТВ.

Беда никогда не приходит одна: коллектив рассорился с продюсером, а тот, подумав, весь состав группы выгнал, нанял людей со стороны и отправил их с концертами по стране под именем “Балаган Лимитед”, благо авторские права на название остались за ним. Старый состав не мог с таким положением дел смириться, поэтому группа взяла название “Настоящий Балаган” (а чуть позже переименовалась в “Чё те надо”) и тоже отправилась на гастроли. Результат вполне закономерный – по стране колесят два “Балагана”, успеха не добилась ни та, ни другая группа.

   Молодые люди из группы “Иван Купала” решили пойти совсем другим путем. Поездив по деревням в составе экспедиций и прилежно изучив русский фольклор, они решили существенно осовременить его, сделать в хорошем смысле модным. Использовав вполне аутентичные записи дедов и бабок из далеких деревень в качестве основы, музыканты из группы “Иван Купала” обработали их с использованием электронных инструментов, и получилось нечто невероятное.

Первый шок у слушателей сменился полным восторгом: клип с обрядовой песней про “Кострому” пользовался успехом даже на MTV, а на дискотеках хорошо одетые девушки весело скакали по танцполу под песню “А я заянька, хвостик серенький”. Все как один требовали: “Еще, Еще!”, и музыканты вынуждены были в спешном порядке доделывать альбом, а затем и объявлять о начале гастролей. С концертами возникла большая проблема, не везти же бабушек со всей России, а без бабушек кто петь-то будет?! Пришлось бабушек менять на девушек, а там уже недалеко и до “Балаган Лимитед”, вся изюминка исчезает.

Еще одной неудачей стали ремиксы группы. По большому счету, все творчество “Ивана Купалы” – это сплошные ремиксы народных песен, а делать ремиксы на ремиксы – это уже масло масляное. Так тихо и бесславно популярность группы сошла на нет, где она теперь, Кострома-то?...

   В принципе, в России есть довольно много малоизвестных широкой публике музыкантов, которые активно экспериментируют с народной музыкой и добиваются очень интересных результатов. Увы, знают о них немногие, а жаль. Чего стоят хотя бы пронзительные песни Инны Желанной, похожие то на заклинания, то на крик измученной души. Необыкновенная, отлично сыгранная музыка, замечательный вокал, словом, необычно и здорово... Беда в том, что кассету или диск с альбомом Инны Желанной даже в Москве добыть – целая проблема, такая музыка слишком сложная и нестандартная, чтобы быть массовой.

Где же выход? Как водится, заграница нам поможет! Совсем недавно в Москве с огромным успехом прошли концерты известного балканского кинорежиссера Эмира Кустурицы и его группы No Smoking Orchestra. Это уже второй визит группы в Россию, впервые они выступили в Москве в январе 2001 года. Какое отношение No Smoking Orchestra имеет к фольклору? Самое прямое. Группу неслучайно называют поп-панк-этно-цыган-ансамблем - в своем творчестве она использует самые разные музыкальные стили, среди которых особую роль играет народная балканская и цыганская музыка.

Впрочем, начинала группа с подражания Sex Pistols. Панк-музыка в 1980 году, когда была основана группа, звучала в коммунистической Югославии поистине революционно. Однако уже тогда No Smoking Orchestra и ее лидер Нелле Каржалич проявляли большой интерес к цыганской музыке и активно использовали цыганские мотивы в своем творчестве. Вскоре после выхода в 1984 году первого альбома группа попала в немилость к властям и испытала все прелести реакции и цензуры. Именно в этот момент в группу пришел молодой, но уже тогда очень известный кинорежиссер Эмир Кустурица, который к тому времени уже успел получить главную премию Каннского Кинофестиваля за фильм “Папа в командировке” (1985) и неофициальный статус “режиссера XXI века”. Кустурицу в тот момент как раз собирались назначить профессором киношколы, но, увидев, как он играет на бас-гитаре в группе опальных панков, решили этого не делать. Кустурица не слишком долго был гитаристом No Smoking Orchestra, слишком хотел снова снимать кино, зато в 1994 году участником группы стал его сын Стрибор Кустурица, севший за барабаны.

Все 90-ые годы Эмир Кустурица кочует из страны в страну, пытается работать в США, где снимает фильм “Сны Аризоны” (1992), после начала балканской войны эмигрирует во Францию. В 1995 году он снимает масштабную трагикомедию “Подполье” (“Андерграунд”), которая приносит ему вторую Золотую Пальмовую ветвь в Каннах (за всю историю премии лишь четыре режиссера получали ее дважды), однако фильм раскритиковали в бывшей Югославии, и Эмир Кустурица от огорчения обещал больше никогда ничего не снимать.

Обещания Кустурица не сдержал и в 1999 году начал снимать самый веселый и бесшабашный свой фильм “Черная кошка, белый кот”. К началу съемок он успел вдрызг рассориться со своим постоянным композитором Гораном Бреговичем, тоже, кстати, не так давно приезжавшем в Москву. В фильме должно было быть много музыкальных номеров, и Кустурица попросил помочь Нелле и его группу. Саундтрек получился великолепным, так что именитый режиссер, вспомнив молодость, решил вернуться в группу и с ней отправиться в гастроли по миру.

   Если в январе зрители шли на концерт No Smoking Orchestra в первую очередь для того, чтобы просто посмотреть на Кустурицу, то теперь идут именно ради музыки. Фольклорная музыка в исполнении группы – это страсть, напор, драйв и бесконечное веселье. Это музыка, под которую хочется плясать до упаду и ходить на голове. Не так уж важно, что сам Кустурица, например, достаточно плохо умеет играть на гитаре, зато он может одновременно играть и смачно курить сигары, зато музыка, сыгранная им и его товарищами по группе, полна дикой энергии и веселья. Бешенный успех Кустурицы в России говорит о том, что нам не хватает именно такого фольклора. Остается ждать, когда у нас появятся бесшабашные весельчаки, играющие такую музыку. Или ждать нового визита Кустурицы.

Михаил Алексеевский

А что вы думаете по поводу фольклорной музыки?
И кто из исполнителей вам нравится более других?


Оценить эту статью:          
 
Поиск :: Регистрация нового пользователя :: Войти





Copyright © 2005-2017 iVillage.ru
Работа в интернете - платные опросы, Новости России
PR-статьи, Каталог сайтов
Хостинг сайтов