Все сошли с ума!
Только и слышишь – деньги, деньги… Ладно,
взрослые – это жизненная необходимость, но ведь
и дети туда же. В последнее время тема нехватки
денег стала возникать с катастрофической
быстротой -- оказывается, кроме мороженого и
пирожных, надо купить еще и жареной кукурузы:
“Все же покупают!”, и особенные заколки для
волос – кто-то из девочек пришел в класс в
супермодном "крабе". А там еще кому-то купили
новые ботинки и красивые лосины – опять-таки у
всех есть, а у меня нет! Никаких денег на детей не
напасешься! Что делать? А как быть тем детям, у
которых материальное положение в семье не
позволяет делать такие покупки – ведь даже на
необходимые к школе вещи у родителей порой нет
денег.
Действительно, отношение к деньгам в нашем
обществе меняется сейчас с головокружительной
быстротой. Раньше все получали примерно
одинаковую зарплату (или считали так). Сейчас все
изменилось – появились бедные, богатые и очень
богатые люди, расслоение общества идет во всех
социальных слоях. Идет, но еще пока не
завершилось, и поэтому нередко в одной школе
учатся дети “новых русских” и дети бедствующих
беженцев. Между этими двумя крайностями очень
много “середняков”. Один ученик едет на
каникулы в Париж, другой не может заплатить за
обед в школьной столовой. Тут есть от чего
растеряться не только детским умам, а уж детским
тем более.
Дети отчаянно, безудержно хотят быть похожими
на остальных, быть “как все”. Для них жизненно
важно одеваться, как другие, слушать те же песни,
читать те же книги – для них это вопрос их
состоятельности. Поэтому финансовые различия
становятся еще более острыми.
Многие дети ищут выход в самостоятельном
добывании денег. Хорошо, если они не крадут их у
родителей, не продают тайком книги из домашней
библиотеки, а ищут способ подработать. Мне сразу
вспоминается случай, произошедший с моей
знакомой. У нее дочь просила купить ей модные
сейчас колготки, но мать просила подождать – к
тому времени у нее не было лишних денег. Потом
смотрит – дочь в новых колготках. Откуда деньги?
Говорит: “Купила на свои. Ты денег дать не можешь,
вот я сама и заработала – дала Мишке списать
контрольную, он мне и заплатил”. Конечно, давать
списывать за деньги школьные контрольные – не
самое достойное дело. Но желание девочки
заработать денег (правда, не совсем подходящим
путем) и тем самым освободить маму от части
расходов вполне понятно.
На Западе многие школьники подрабатывают,
ничего особенного в этом нет. Во-первых, это учит
детей бережно относиться к деньгам, заставляет
их по-другому смотреть на родительские траты.
Дети уже не будут требовать с родителей купить им
ту или иную понравившуюся вещь – они уже знают,
как непросто заработать деньги; во-вторых, для
родителей большое подспорье -- ребенок тоже
вносит свою лепту в зарабатывание денег в семью;
и, в-третьих, дети не чувствуют себя ущербно –
собственные деньги дают чувство уверенности в
себе, своеобразную независимость и какое-то
новое ощущение жизни – захочу и буду каждый день
есть мороженое, а захочу, куплю видеокассету. Не
говоря уже о модной сумке-портфеле и красивых
часах, как у Светки Ивановой. Конечно, на мой
взгляд, это самый разумный выход.
Или еще вот такой случай. Два друга учатся в
одной школе. У одного семья более-менее
материально благополучная, у другого – отец
перебивается мало оплачиваемой временной
работой, а мать – уборщица в школе. Этим и
кормятся все четверо человек (у мальчика есть еще
и сестренка). В таких вот разных семьях живут
товарищи. И, естественно, Сережа, живущий в
малообеспеченной семье, часто завидует Алеше,
которому никогда ни в чем не бывает отказа.
Захотел компьютер, новый конструктор, велосипед,
кожаный мяч – пожалуйста. Поэтому, видя это,
Сережа начинает обвинять родителей в том, что они
не могут приобрести ему такой же компьютер,
рюкзак или навороченные кроссовки, как у Алеши.
Хотя Сережины родители стараются, чтобы их сын не
отставал от других: по возможности покупают все
необходимые вещи, пусть не такие дорогие и
модные, но все же.
Тем не менее Сережа видит, как живет Алеша, и не
может понять, почему он живет иначе? Ведь его папа
и мама тоже работают, а они живут намного хуже,
чем Алеша. И почему его друг может позволить себе
купить видеокассету с полюбившимся ему
мультиком, а он, Сережа, нет? Как тут объяснить
ребенку, чтобы он понял, и не ранить его
психологически при этом? В этой ситуации, конечно
же, нельзя категорично обвинить ребенка.
Подумайте – легко ли, претерпевая лишения и видя,
как живут другие, относиться ко всему
“философски”? Возможно, когда Сережа подрастет,
все перенесенные страдания послужат ему
стимулом для того, чтобы вырваться из нищеты и
убогой жизни.
Не будем лукавить, зависть – это чувство
присуще всем людям, а уж детям тем более.
Оно не дает покоя им из-за осознания того, что
вожделенный предмет (набор красивых ручек,
альбом для рисования с полюбившимися героями из
сериалов) есть у соседа по парте, а у него нет по
причине отсутствия денег в семье. Ребенка
начинают мучить мысли о том, как несправедлива
жизнь. Задача родителей в этом случае –
попытаться хоть как-то решить эту проблему.
Например, если ваше чадо страстно желает иметь
дома компьютер, расходы на который не
укладываются в ваш семейный бюджет, то
постарайтесь хотя бы найти возможность
познакомить ребенка с простейшими операциями
этой машины, дать возможность поиграть на
компьютере в Интернет-кафе. Ваша дочь завидует
красивому платью подружки? Тогда займитесь
шитьем и сшейте ей такое платье, которое она
хочет. Тут главное – не прошибать лбом стену,
добиваясь желаемого, а научиться без чего-то
обходиться, радоваться успехам ближнего и
смиряться с неизбежным. Сказав себе однажды: “Да,
мне пока не иметь такие часы, джинсы или
теннисные ракетки, как у Иванова, но я вырасту и
сам заработаю деньги себе на эти вещи, а не буду
их требовать с родителей, тем более что
финансовое положение семьи не позволяет этого
сделать”, ваш ребенок поднимется еще на одну
ступень жизненной зрелости.
Плохо, когда дети воспринимают жизнь как
сплошные ограничения: этого мы не можем себе
позволить, это нам не по карману и так далее. Тут
детское восприятие зависит от того, как
воспринимаем жизнь мы, взрослые. Если мы сетуем
на то, что несправедливо обделены судьбой,
несмотря на свою замечательность, то и ребенок
быстро утратит способность радоваться тому, что
есть. Поэтому просто избегайте порой
недоброжелательного обсуждения при ребенке
материального положения своих родственников или
друзей типа: “И откуда у них только деньги
берутся?” и никогда не демонстрируйте свою
агрессию детям. “Господи, такое
ничтожество, а как взлетел!” или “Это
несправедливо: я пашу, как лошадь, а он
прохлаждается и при этом получает в два раза
больше меня”. Знакомо, не правда ли? В этом случае
можете не сомневаться – ваш ребенок впитает эту
интонацию, как губка.
И еще такой совет родителям – не огорчайтесь,
если ваши дети кому-то завидуют и не пытайтесь во
что бы то ни стало заглушить эту зависть. Дайте
ребенку открыто выразить свои переживания, а
потом вместе подумайте, как поступить.
Ольга БЕЛКИНА
|