Семьи,
имеющие численный перевес того или иного пола, по
мнению психологов, существенно отличаются от
тех, где пропорции между “мальчиками” и
“девочками” приближены к равновесию. Давно
замечено, что в семьях, где “командуют парадом”
дедушки и старшие братья, царят спартанские
нравы, и даже девочки превращаются в отчаянных
сорванцов. Другое дело – “бабье царство”. Когда
под одной крышей собираются мама, дочка (а то и
две!) да еще и бабушка, атмосфера становится
весьма специфичной.
Если спросить женщин, готовящихся стать
матерью, кого они хотят больше — мальчика или
девочку, - большинство, наверное, ответят:
конечно, дочку! Сына хотят, чтобы угодить мужу, а
вот дочку мечтают родить для себя. С каким
восторгом будущие мамы перебирают в уме все
способы развлечения с “новой куклой” – бантики,
платьица в оборочках, уйма мягких игрушек; с
каким увлечением пишут сценарии идеальной
дочуркиной жизни -- музыкальная школа, табель
отличницы, жених-супермен, дом – “полная чаша”…
Лет через двадцать эти же женщины, скорее всего
будут жаловаться на то, что дочери непослушны, не
оправдали их надежд, не понимают самого близкого
человека — свою мать... А дочери тем временем
мечтают о рождении ребенка -- конечно же, девочки.
В самом деле большинство женщин уверены, что
подрастающая дочь станет им опорой в жизни,
помощницей, близкой подругой. С чем связано это
убеждение? Дело в том, что женщины подсознательно
отождествляют дочь с собой. Нередко матери даже
трудно понять, где проходит граница между ней и
дочерью. Обычно это вполне естественно, пока
маленькой девочке завязывают бантики на
шелковистых кудряшках и наряжают ее в красивые
платьица, словно куколку (недаром наши бабушки
говорили: “Первый ребенок — последняя кукла”).
В этом возрасте дочки действительно очень
близки с матерью. Трудности начинаются, когда
ребенок приближается к школьному возрасту.
Считая дочку своим вторым “я”, женщина
старается в ее воспитании компенсировать все
недостатки своего жизненного пути. “Пусть у нее
все будет не так, как у меня, гораздо лучше!” —
эта установка чаще всего приводит не только к
самым красивым куклам и платьям, но и к
суперпрестижным школам и бесчисленным модным
кружкам и секциям. Как правило, никто не задается
вопросом, может ли она и хочет заниматься
балетом, музыкой, каратэ и живописью? “Ну,
разумеется, хочет! Я об этом в ее-то годы могла
только мечтать!” – воскликнет любящая мамочка,
которая считает, что дочь должна реализовать то,
что не удалось в свое время ей самой, навязывает
дочери свою жизненную схему.
Однако как только дочь ближе к подростковому
возрасту начинает ощущать себя отдельной
личностью, начинаются конфликты. Когда
начинается учеба в школе, занятия в кружках,
девочка все больше чувствует давление со стороны
матери. Конечно, это служит источником
недовольства, постепенно накапливающегося
отчуждения, которое обычно проявляется
“взрывом” в подростковом возрасте и часто
навсегда портит отношения в семье. До этого
девочка может быть послушной, хорошо себя вести,
и мать чаще всего не подозревает о зреющем в
детской душе протесте. Если девочка по своей
природе домашняя и послушная, если она слепо
доверяет матери, то изо всех сил пытается
следовать навязанной жизненной схеме, испытывая
страх не соответствовать идеалу. И это тоже
накладывает негативный отпечаток на всю ее
жизнь.
При другом сценарии развития отношений в один
прекрасный день подросток, осознавший себя
сформировавшимся человеком, решается на
открытый протест. Ни к чему хорошему это не
приводит — девочка, как правило, сама не знает,
чего она хочет, но по-прежнему всецело зависит от
матери. Поэтому и протест выливается в самые
неожиданные формы: от мелких пакостей по дому до
тайной проституции только для того, чтобы
сделать матери больно своим несоответствием ее
идеалу.
Как же быть? Самое главное — уважать личность
другого. Если женщина относится к дочери как к
независимому человеку, а не как к способу заново
переписать собственную жизнь, отношения будут
складываться более гармонично. Это обычно
удается тем женщинам, которые успешно
самореализуются в чем-то. Тогда мать
воспринимает себя как вполне удачливую,
счастливую женщину и не ставит задачу сделать из
дочери какой-то улучшенный вариант себя. Она
более спокойно относится к тому, что дочь
оказывается не самой-самой, а обыкновенной,
имеющей право на недостатки, девочкой.
Что же касается отношений девочки с бабушкой,
можно сказать, что их опыт, как правило,
положителен. Для ребенка общение со старшими
родственниками полезно и почти всегда несет
массу положительных эмоций. Мудрость пожилых
людей позволяет им с терпением и юмором
относиться к детским прихотям, не доказывая на
каждом шагу свой авторитет. Кроме того, в детском
сознании совершается незаметная, но очень важная
работа: ребенок учится понимать, что в мире
существуют разные точки зрения, имеющие
одинаковые права на существование. Узнает и
учится, как можно находить компромиссное
решение.
Если же ребенок общается только со своей
матерью, ему потом будет трудно адаптироваться в
обществе. Ведь он привык к одной-единственной
точке зрения, и когда его представления,
старательно вдолбленные мамой, вдруг ломаются,
это переживается как трагедия.
Для нормального формирования сознания,
особенно девочки, хорошие взаимоотношения
матери и бабушки очень важны. Мать ждет от
подрастающей дочери любви и заботы, и, тем не
менее, не отказывается от ежедневных резкостей и
стычек с собственной матерью или свекровью на
глазах девочки. Хотя совершенно естественно, что
если мать постоянно конфликтовала с бабушкой, то
дочь будет строить свои отношения с матерью по
той же схеме, и ситуация через десять-пятнадцать
лет повторится. Многие корни семейных трагедий
лежат в конфликте матери с бабушкой, которые
происходят на глазах у дочери и внучки.
Анна БИРЕВА, психолог
|