Нервные дети — что
это? Наказание господне? Примета времени? Плохое
воспитание? А, может быть, это следствие нашего
образа жизни? Говоря языком классиков: “Нечего
на зеркало пенять, коль рожа крива”. Откуда
все-таки берутся нервные дети? Ответ, как всегда,
прост. Мы сами виноваты в том, что дети — и свои, и
чужие — ведут себя не так, как нам хотелось бы.
В народе говорят, что ребенка воспитывают до 5
лет. Врачи считают, что ребенка надо воспитывать
еще до рождения. Находясь в утробе матери, он
получает необходимые питательные вещества из ее
организма, и уже давно замечено, что
неполноценное питание оказывает
неблагоприятное влияние на течение беременности
и развитие будущего ребенка. Однако могут
родиться дети, по физическому строению не
отличающиеся от нормальных здоровых детей. Но
они растут ослабленными, чаще болеют, имеют
плохую память, учатся с большим трудом.
Болезни будущей матери — кровотечения
различного происхождения, заболевания
сердечно-сосудистой системы, инфекционные
болезни — также влияют на развитие плода, так как
вызывают недостаток кислорода в его крови и
приводят в дальнейшем к нарушениям физического и
умственного развития детей. Такие дети позже
начинают держать голову, сидеть и ходить, имеют
склонность к малокровию. Растут такие дети легко
возбудимыми, суетливыми, пугливыми. Они капризны
и упрямы, легко утомляемы и на протяжении всей
жизни доставляют немало хлопот родителям и
окружающим.
Ну, вот, наконец, родился вроде здоровый
ребенок. Но развитие нервной системы еще далеко
не завершено, увеличение веса мозга замедляется
только к 7-8 годам. Психическое развитие ребенка
происходит наиболее интенсивно в отдельные
периоды его жизни. Условно этими периодами
считают возраст 2-4 года, 7-8 лет и 12-16-18 лет. Эти
периоды или, как их называют, возрастные кризы
необходимо знать, так как в это время дети бывают
особенно ранимы, эмоционально неустойчивы и
требуют к себе особенно внимательного отношения.
Первый период (2-4 года) характеризуется
усиленным ростом тела. Ребенок становится все
более ловким и самостоятельным. Нередко родители
в силу своей занятости и недостатка терпения
подавляют его стремление к самостоятельности
(быстрее и проще накормить, одеть ребенка самому).
Это вызывает у некоторых детей бурный протест в
виде громкого крика. Другие дети смиряются с
волей родителей и становятся вялыми, пассивными,
безвольными, но начинают действовать исподтишка.
Очень часто родители, знакомя малыша с
окружающим миром, перегружают его память
сложными названиями, событиями, истощая таким
образом еще не созревшую нервную систему. Это,
как правило, ведет к нарушению сна, ночным
страхам, заиканию. Возраст от 2 до 7 лет является
колыбелью неврозов. Отмечаются две основные
причины их возникновения: острый неожиданный
испуг и длительная конфликтная ситуация в семье.
Если с первой причиной все понятно, то вторая
требует разъяснений. Назову лишь наиболее часто
встречаемые случаи:
Чрезмерно
строгое и требовательное воспитание. Жесткой
дисциплиной родители пытаются “выковать”
сильную личность, “настоящего мужчину”. Либо
считают, что “по-другому ребенок не понимает”.
Результатом такого непосильного детским силам
напряжения становится психический срыв.
Излишняя
забота, навязчивая ласка и обременительное
внимание к ребенку, как ни парадоксально,
приводят к сходным результатам. У ребенка
ограничивают растущую потребность в
самостоятельности, навязывают ему мнение о своей
некомпетентности во всех сферах жизни.
“Сильный” ребенок в такой ситуации протестует и
борется, “слабый” — ломается.
Ссоры
и несогласия между родителями. На глазах ребенка
рушится весь его мир, когда два самых главных и
безгранично любимых человека в его жизни
становятся между собой врагами. Все это наносит
детской психике удар, с которой она не в силах
справиться.
Разрушение
семьи. Родители заставляют ребенка сделать выбор
“между папой и мамой”, встать на сторону одного
из двух одинаково любимых и необходимых людей и
одновременно полностью отречься от другого.
Второй
брак одного из родителей. Ребенок не может
перенести вторжения в его мир “чужого” человека
и протестует против навязываемой ему
необходимости подчиниться.
Внешними признаками неврозов у детей
дошкольного возраста являются заикание, нервные
тики и истерические реакции. В первом случае
ребенок не может произнести слово, лицо его
напрягается, мышцы лица подергиваются. Нервные
тики — это разнообразные навязчивые часто
повторяющиеся движения головой или плечами,
моргание, шмыгание носом, покашливание.
Истерические реакции внешне наиболее бурны из
всех детских неврозов и направлены на получение
желаемого, используя громкий крик и слезы.
Впервые такая реакция проявляется как
неспособность детской психики справиться с
ситуацией отказа. Однако, если родители
выполняют требования ребенка, изъявляемые
подобным образом, они способствуют закреплению
данной реакции и превращают ее в привычку.
Второй период жизни ребенка (7-8 лет)
характеризуется завершением развития речи,
развитием еще большей самостоятельности,
возникшей потребности товарищества, повышенным
интересом к окружающему миру. У детей впервые
появляется умение сдерживать себя —
“властвовать собой”.
Ребенок с рождения легко владеет процессом
нервного возбуждения. Он самостоятельно
просыпается, чувствует потребность в играх,
движении, активной деятельности. А вот процесс
торможения надо воспитывать. Пока психика
ребенка незрелая, он не в состоянии
самостоятельно заснуть, успокоиться после
бурных игр, переносить длительную неподвижность.
Первым воспитанием самостоятельного
управления процессом торможения являются
запреты. Словом “нельзя” родители ограждают
ребенка от того, что вредно и опасно для него,
приучают его сдерживаться и ограничивать свои
желания. При этом важна последовательная и
твердая позиция родителей. Как говорят западные
психологи, это дает ребенку уверенность в том,
что им руководят люди, “знающие, что они делают”.
Периодически ребенок “проверяет” родителей
своими капризами и требованиями заведомо
запрещенного. И, получая по-прежнему твердый
отказ, он успокаивается. Если же, напротив,
позиция родителей меняется на противоположную
(“один раз нельзя, а другой — можно”) ребенок
чувствует неуверенность: мир изменился и его
предыдущий опыт уже не действует.
Необходимо учитывать еще одну особенность
малышей — они склонны к подражательству. То есть
реальное воспитание протекает постоянно на
примере поведения родителей. Взрослым
необходимо помнить, что ребенок интуитивно видит
и чувствует все повороты мысли, все нюансы
интонаций, все подтексты диалогов.
Большое значение в формировании человека имеет
третий период развития (от 12 до 18 лет). В это время
организм так же, как и в первом периоде,
претерпевает ряд возрастных физических
изменений. В это время могут возникать
неприятные ощущения в области сердца, повышение
артериального давления, изменения со стороны
почек, повышенная утомляемость. Организм растет
и взрослеет так стремительно, что отдельные
органы порой не справляются с резко меняющейся
нагрузкой. Большинство этих нарушений имеют
временный характер.
Предупредить развитие невроза и просто, и
сложно. Главный совет — воспитывайте взрослого
человека, но не забывайте, что вы имеете дело с
ребенком. И помните, что ребенок нервен, капризен,
труден в общении не потому, что он такой
“вредный”, “злой”, “неблагодарный”, а потому,
что нездоров. Детская нервность — это временное
и устранимое нарушение деятельности нервной
системы. Но если нервность не лечить в детстве, то
это серьезно осложнит и его взаимоотношения с
людьми и жизнь в целом.
Борис КУЗНЕЦОВ, детский психиатр
|