Лето для
детей — время новых знакомств и друзей. А нам,
родителям, часто так и хочется подсказать своему
чаду: “Дружи с этим, а с теми не надо”. Стоит ли
так жестоко? А как более дипломатично повлиять на
его выбор и донести до ребенка смысл настоящей
дружбы?
Конечно, и среди нас, взрослых, не каждый может
гордиться настоящей дружбой, а те, у кого есть
такие друзья, вряд ли смогут ответить на вопрос
“Почему?”. Повезло, и все тут. Однако есть и еще
одно важное условие дружбы — умение дружить,
которое закладывается родителями с детства.
Некоторые дети, с раннего детства
предоставленные самим себе, очень напоминают в
отношении дружбы зверят: дашь вкусное — лизнет
руку, но через минуту может укусить, если что-то
не по нему. Такой ребенок, если и поделится с
другим, то, скорее всего по принципу: “На — я уже
не хочу”; если даже и проявит сочувствие или
захочет помочь, то непременно с вопросом: “А что
я за это получу?”. Такие дети искренне не
понимают, когда им говорят о дружбе с ее
взаимностью, готовностью отдать другому в ущерб
себе. В них просто не воспитывали подобных
понятий, они не знают, как поступают настоящие
друзья.
С какого же возраста нужно учить ребенка
дружбе и как это делать?
Общение двухлетних детей — это
совместные игры, причем игры не “вместе”, а
“рядом”. Годам к трем у ребенка появляется
первое “Я” — он начинает осознавать себя частью
общества. Здесь уже возможна формула: “Я + другое
Я = Мы друзья”. Сначала со всеми подряд
сверстниками, методом проб и ошибок. Потом круг
общения постепенно вырисовывается, и в друзьях
остаются те, с кем интереснее играть, кто не
обидит лишний раз, кто в ответ тоже угостит
конфеткой, с кем уютнее и комфортнее.
Но очень скоро начинают появляться и первые
симпатии, предпочтения. Ребенок может уже вполне
осознанно ответить на вопросы с кем и почему он
дружит. Но как раз теперь с этими вопросами надо
быть поосторожнее и не задавать их “просто так”.
Например, взрослый спрашивает: “Почему ты с ним
(с ней) дружишь?”, а в ответ слышит: “Потому, что
он (она) всегда со мной делится”. Закончив
разговор на этом месте, взрослый оставляет
представление ребенка о дружбе
односторонне-потребительским. “Раз вопросов и
замечаний больше нет, значит, я ответил
правильно”, -- решит ребенок. Тут как раз впору
продолжить разговор: “А ты?” — “Я тоже делюсь”.
— “А это приятно — делиться с другом?”...
Такие беседы могут сложиться по-разному, но
важно, чтобы они происходили и мы помогали
ребенку уловить и принять ту ценность, которую
несет в себе дружба.
Но вот ребенок незаметно подрастает, знакомых
становится все больше, отношения со сверстниками
— все более многосложными, и многие родители
начинают активно вмешиваться в процесс отбора
друзей, стараясь оградить свое неискушенное
дитя. Однако не правильно полностью ограждать
ребенка от общения с “недостойными”
сверстниками. Особенно, если ваш ребенок не
слишком склонен к излишней внушаемости, а
личность самостоятельная, способная сказать
“нет!”. Ведь в жизни он будет сталкиваться с
очень разными, не только несимпатичными, но и “не
безопасными” людьми, и неумение строить с ними
отношения может очень повредить как в
профессиональной, так и в личной жизни.
Кроме того, хотя родители и взрослее, и опытнее
своих детей, но порой их диагноз “неподходящий
друг” — может оказаться поспешным. Как часто
ребенок умудряется черпать добро из источников
“сомнительной” на наш взгляд чистоты. Тихий
троечник учит друга любви к своей единственной
страсти — астрономии, а злостный прогульщик
открывает ему тайную жизнь старого парка;
соседская “модница” и “кривляка” незаметно
преподает вашей дочери уроки женского обаяния, а
неопрятная девчонка из многочисленной армянской
семьи учит умелому и уверенному обращению с
малышами.
Согласны мы с этим или нет, но ребенку в любом
возрасте необходимо чувствовать себя свободным,
в том числе и в выборе друзей. И он имеет полное
право дружить с теми, кто не нравится его
родителям (мы ведь не спрашиваем его, симпатичны
ли ему наши друзья). “Что же, пусть делают, что
хотят и дружат, с кем попало?” — спросите вы. Это
другая крайность, к которой, конечно, никто не
призывает. Но давайте попробуем найти золотую
середину, которая позволит нам подстраховать
ребенка, не мешая ему набираться жизненного
опыта и не задевая его чувств.
Попытайтесь посмотреть на
“неподходящих” друзей глазами своего ребенка.
Что его привлекает в них? Что дает ему это
общение? Может быть, как раз то, чего не хватает в
ваших с ним отношениях? Если вы сумеете найти
причину, вероятно, у вас постепенно исчезнет и
неприязнь к этим друзьям. Либо ваш ребенок все
необходимое для него получит в семье, и у него
исчезнет потребность искать этого в неприятной
вам компании.
Запретите себе любые негативные
высказывания о друзьях ребенка. Слыша дурное о
друзьях, ребенок, скорее всего, начнет скрывать
от вас, с кем он действительно дружит. Если,
несмотря на запрет, вас порой “прорвет”, не
будет ничего страшного, если вы просто
извинитесь.
Познакомьтесь с родителями друзей.
Дружить с ними не обязательно, но знать совсем
неплохо. У вас может образоваться своего рода
“информационная сеть” с немалыми возможностями
взаимовыручки.
Не упускайте возможности оказать другу
ребенка посильную услугу: напоите чаем, пришейте
оторвавшуюся в игре пуговицу, предложите
переждать у вас непогоду, одолжите сухие носки.
Ваша искренняя помощь — неоценимо важный урок
дружбы для вашего ребенка.
Не бойтесь говорить ребенку о своих
чувствах и переживаниях, связанных с его дружбой.
Сообщая ему о своих переживаниях, вы убиваете
сразу трех зайцев: ничем и никак не задеваете
ребенка, не оскорбляете его друзей, даете ему
возможность отвечать на ваши переживания.
Не закрывайте двери своего дома перед
нежелательными для вас друзьями ребенка. Прежде
всего, дети будут у вас на глазах и наверняка вы
убедитесь: ничего ужасного не происходит. Кроме
того, узнавая их поближе, вы сможете лучше
оценить степень “опасности”.
Ольга МИХАЙЛОВА, детский
психолог
|