Если вы
увидите ребенка, способного подолгу апатично
сидеть или лежать без дела, то наверняка
встревожитесь: здоров ли он? Все ли у него в
порядке? Ведь дети, как правило, очень подвижны,
активны - такова их природа, физиологическая
закономерность их развития. Это только для
родителей детская беготня - лишняя забота. На
самом же деле все надо воспринимать с совершенно
других позиций.
Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает
энергично пользоваться этими увлекательными
возможностями. Особенно большие непоседы -
малыши трех-четырех лет. Стремление к познанию
такого неизвестного и привлекательного
окружающего мира побуждает их к постоянному
действию. Им хочется все увидеть, потрогать, даже
поломать, чтобы заглянуть вовнутрь. Помните: не
следует ограничивать естественную подвижность
ребенка. Но как быть с подвижностью чрезмерной? И,
главное, что считать чрезмерным? Конечно,
"норму" здесь определить нелегко. Многое
зависит от индивидуальных особенностей
организма, от характера, темперамента. В конце
концов, от воспитания и окружающей среды. И все же
есть дети, которых врачи называют
гиперактивными.
Про таких детей говорят: "Весь как на
иголках", "Ни минуты не посидит спокойно",
"Сначала сделает, потом подумает". Они
буквально не знают ни минуты покоя. Если не
бегают, не суетятся сами, то в непрестанном
движении их руки. Они что-нибудь вертят,
расстегивают, теребят, мнут воображаемый
"кусок теста", барабанят пальцами. В
движении и голова, постоянно поворачивающаяся
туда-сюда. В движении даже рот: ребенок то
"жует" что-то невидимое, то высунет язык, то
чуть прикусит его, то растянет губы в
невообразимой гримасе.
Чрезмерная подвижность - не единственная
особенность гиперактивных детей. Они бывают
плаксивы, беспокойны, капризны. Для них
характерны неусидчивость, повышенная
отвлекаемость, нарушение концентрации внимания.
Такие дети часто бывают негативистами,
отрицающими все подряд и при этом подчас очень
агрессивными.
В психологии такое явление получило название
синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
При этом дети имеют повышенный мышечный тонус,
чрезмерно чувствительны к свету и шуму, плохо
спят, во время бодрствования подвижны и
возбуждены. Они раньше своих сверстников
начинают ходить и говорить. Подчас у окружающих
складывается впечатление, что это очень
способный, даже одаренный ребенок.
Однако уже в 3-4 года отчётливой становится
неспособность ребёнка сосредоточенно
заниматься чем-либо: он не может спокойно слушать
сказку, не способен играть в игры, требующие
концентрации внимания. Особенно ярко нарушения
поведения ребёнка видны в ситуациях, требующих
организованного поведения, например, на занятиях
и утренниках в детском саду.
С началом обучения в школе с грустью
выясняется, что ребёнок не может спокойно сидеть
на уроке, отвлекается, ходит по классу.
Импульсивность поступков, повышенная
возбудимость часто сочетаются с трудностями в
усвоении навыков чтения, счёта, письма.
Выясняется вдруг, что по умственному развитию
ребенок, демонстрирующий в первый год жизни
задатки вундеркинда, нисколько не выделяется из
среды сверстников, а нередко и отстает.
Проблема эта уже давно изучается детскими
невропатологами и психиатрами. Например,
установлена связь гиперактивности ребенка с
неблагоприятно протекавшей беременностью
матери: выраженными токсикозами, заболеваниями
внутренних органов, нервными стрессами. Надо
всегда помнить, что жизнь человека начинается не
с момента рождения, а с первого дня
внутриутробного существования. В течение девяти
месяцев организм ребенка тесно связан с
организмом матери, и для него далеко не
безразлично, каким был в это время режим ее труда,
отдыха и питания.
Так, если в рационе будущей матери не хватало
витаминов и аминокислот, развитие плода
нарушается, причем особенно страдает нервная
система. Неблагоприятное действие на психику
будущего ребенка могут оказать принимаемые
беременной женщиной лекарства. Это, предже всего,
транквилизаторы, снотворные, гормоны -- все
препараты, вмешивающиеся в естественные
регулировки организма. Сегодня в распоряжении
медицины множество взаимозаменяемых препаратов,
среди которых всегда можно подобрать наиболее
безопасные для будущего ребенка.
Доказано, что гиперактивность особенно часто
возникает и у детей, родители которых страдают
алкоголизмом. Являясь ядом для нервной системы,
алкоголь особенно сильно поражает развивающийся
мозг. Даже самые небольшие его дозы пагубны для
будущего ребенка. В распоряжении психологов
имеются также достоверные указания на то, что в
возникновении синдрома гиперактивности
определенную роль играет наследственность.
Подробно расспрашивая бабушек и дедушек, нередко
удается выяснить, что родители их внуков тоже в
детстве были чрезмерно подвижными,
"нервными".
Но, кроме этого, существуют и причины, так
сказать, "благоприобретенные". А именно
ошибки воспитания - либо чрезмерная
требовательность и строгость родителей к
ребенку, либо, наоборот, чрезмерная опека. Бывает,
что ребенка балуют, потакают ему во всем, а потом,
вдруг посчитав, что ребенок "избалован",
круто меняют взаимоотношения на строгость,
дисциплину и приказной тон. Подобные "перепады
настроения" вызывают у ребенка болезненную
реакцию и ответное отторжение всех окружающих.
Такие просчеты домашней педагогики тяжело
отражаются на каждом ребенке. А если они
наслаиваются на повышенную чувствительность
нервной системы - тем более. В таких случаях
неправильное воспитание может усугубить
состояние ребенка.
Невротические реакции могут развиться и при
поступлении в школу. Это особенно часто
происходит в тех случаях, когда не сразу
возникает контакт с педагогом. Недостаточная
концентрация внимания нередко создает таким
детям репутацию нарушителей дисциплины.
Постоянные упреки и замечания педагога не
достигают цели, а лишь вызывают своеобразную
защитную реакцию. Ребенок как бы вживается в
амплуа "отрицательного героя" и начинает
вести себя соответственно навязанной ему роли.
Это выражается в нарочитой дурашливости,
грубости, агрессивности.
Как же правильно воспитывать ребенка с
синдромом гиперактивности? Во-первых, ни
в коем случае не надо пытаться обрывать,
подавлять повышенную двигательную активность.
Тактика должна быть иной - дать ей выход,
направить в нужное русло. В режиме дня следует
предусмотреть утреннюю зарядку, соответствующие
возрасту подвижные игры на воздухе или
длительные (до небольшой усталости) прогулки.
Особенно полезны игры, которые одновременно с
физической разрядкой, развивают внимание. Ведь
именно дефект внимания является основным в
структуре синдрома гиперактивности. Все эти
физические усилия снимут излишнюю мышечную и
нервную активность, что позволит ребенку в
течение дня спокойно заниматься учебой и прочими
делами.
Если же ребенок плохо спит ночью, желательно
перенести эти физические упражнения ближе ко
сну. Хорошие результаты дает и классический
массаж. Его простейшие приемы, которыми вы вполне
можете овладеть самостоятельно, -- растирание в
сочетании с поглаживанием - уменьшают частоту
пульса и понижает возбудимость нервной системы.
Школьнику обязательно нужно предоставить
возможность расходовать свою излишнюю энергию в
какой-нибудь спортивной секции по его вкусу.
Самыми полезными будут командные виды спорта:
футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и проч.
Командные игры учат не только соблюдать правила
и контролировать себя, но и взаимодействовать с
другими игроками. А именно умения
взаимодействовать со сверстниками часто не
хватает гиперактивным детям.
Во-вторых, у гиперактивного ребенка, как ни
странно, могут проявиться выраженные
способности к определенному роду деятельности --
к музыке, математике, технике, игре в шахматы. Эту
особенность следует использовать, предоставив
ребенку возможность заниматься любимым делом.
В-третьих, педагогу следует отнестись к
гиперактивному ребенку с особым вниманием.
Чрезмерно активного ученика лучше посадить на
одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и
разнообразных поручений (что-то принести или
подать учителю, помочь собрать дневники, тетради,
вытереть доску и т. д.). Словом, давать возможность
"разрядиться". Это будет незаметно для
одноклассников и поможет школьнику высидеть
урок, не нарушая дисциплины. Внимательный
педагог найдет множество таких приемов.
Конечно, не следует воспринимать эти советы как
универсальный рецепт для всех. Слишком
своеобразен каждый ребенок, тем более - нервный,
чтобы к любому можно было подойти с одной меркой.
Это лишь общая схема. А конкретные советы надо
получить у профессионального невропатолога или
психоневролога.
Елена ДУХОВНИКОВА,
детский психиатр.
|