Мужчины
называют нас, женщин, сороками не только из-за
богатого словарного запаса и высокой скорости
его извержения. Но и из-за непреходящей страсти к
блестящим безделушкам. Что поделаешь: любим!
Колечки, сережки, цепочки... Причем подарками от
них, любимых, не ограничиваемся. А каждые
сэкономленные за год на его носках 50 баксов
стремимся обратить в непреходящие ценности,
которые, как и положено хорошей хозяйке, всегда
держим при себе (точнее, на себе). Наверное,
поэтому есть поверье, что возраст женщины, как и
дерева, можно определить по количеству колец...
И пусть только посмеют сказать, что обмен
тленных бумажек на “звонкий металл” —
неразумная прихоть. Вот только, как и пресловутые
сороки, мы порой бросаемся на все, что блестит.
Так как же не ошибиться с покупкой
золотого украшения?
Ювелирные изделия имеют самостоятельную
ценность, практически не зависящую от моды, не
устаревающую, можно даже сказать — нетленную.
При одном маленьком условии: они должны быть
сделаны из “безупречного” металла.
Самая распространенная проба для обычных (не
эксклюзивных и не антикварных) ювелирных изделий
-- 585. Оставшиеся 415 граммов из килограмма
составляет лигатура, то есть другие металлы,
придающие мягкому от природы золоту нужную
прочность и долговечность, а так же
разнообразные оттенки.
Для ювелирных изделий обычно используют
тройные сплавы – золото-серебро-медь. Правда,
иногда используют двойные сплавы, например
модное сегодня розовое золото представляет
собой сплав золото-медь, зеленое золото —
золото-кадмий. Тут все просто. А вот белое золото,
используемое в изделиях с бесцветными
бриллиантами, -- это не обязательно сплав золота с
еще более дорогостоящей платиной. Это может быть
сочетание золота с гораздо более дешевым
палладием. Если же продавец уверяет, что белое
золото 585 пробы в его товаре состоит из золота и
серебра, смело отказывайтесь от покупки — такой
сплав в “ювелирке” в принципе не используется,
так как слишком мягок, быстро теряет форму и
блеск.
Чем ниже проба, тем тверже изделие, поэтому
обручальные кольца делают из золота 500-й или
375-пробы. Что касается 583-й пробы, то в официальной
продаже она давно отсутствует, а вот
ювелиры-кустари и торговцы залежалым советским
товаром еще могут работать с ним. В принципе, это
золото практически не отличается от 585 пробы.
Неудобство только в одном: 583 проба не
соответствуем международным стандартам, поэтому
“толкнуть” потом это изделие за границей за
хорошую цену будет невозможно.
А вот из золота 750 пробы создают произведения
искусства. В такие сплавы обычно добавляют
только серебро или только платину. Высокопробное
золото — очень мягкое и пластичное — идет на
филигранную “кружевную” работу. Такие
драгоценные безделушки не носят каждый день и не
сваливают в общую шкатулку — чаще ими любуются
на бархате.
Однако вес самого золота имеет значительное
влияние на цену только в низкохудожественных
“штампованных” изделиях вроде обручальных
колец, колечек для пирсинга, простеньких серег.
Более высокохудожественные изделия ценятся за
сложность и красоту работы.
Теперь перейдем к техническим вопросам. А
именно к потенциальной сохранности
приобретаемого имущества. На цепочках наиболее
надежны круглые замки с пружинной застежкой, а
еще больше — замки-“карабины”, в которых часть
петли, пружины отходит в сторону. Коробчатые
замки, применяемые в основном на браслетах, как
показывает практика, не надежны. Ну, а самые
“легкомысленные” — замки-“восьмерки”.
Замок на серьгах — тоже самая уязвимая деталь.
Замки ранят ухо, плохо держат серьгу, особенно
зимой, когда серьги то и дело цепляются за
воротник и шарф. Самыми надежными ювелиры
считают английский замок в виде петли и стойки.
Но обязательно примерьте серьгу перед покупкой:
именно такой замок, если стойка слишком короткая,
а мочка пухлая, при защелкивании ранит ухо. Менее
надежны замки-“гвоздики” без винтовой нарезки,
при которых шайба свободно движется по стойке.
Проволочные крючки с небольшой петелькой не
предназначены для ежедневного расстегивания —
на энный раз крючок просто отломится. А
проволочные крючки без предохраняющей петельки
не слишком надежны.
Слабое место колец — крепление камня. Плоские
непрозрачные камни (как в мужских печатках)
закрепляют в глухой кастовой оправе. Для
прозрачных граненых камней применяется
ободковая оправа со сквозным узорчатым
орнаментом, чтобы осветить камень не только
сверху и снизу, но и с боков. Именно из них чаще
всего выпадают камни. Если камень уже при покупке
“люфтит” в оправе — ждите скорой потери.
А теперь о том, как защититься от подделки, если
вы любите рисковать, приобретая золото по
дешевке с рук или в сомнительных лавочках. К
сожалению, даже на изделиях из дешевых цветных
сплавов сегодня можно увидеть и пробу, и клеймо
известного ювелирного предприятия. Ответить же
на вопрос “Золото это или нет?” сегодня вам за
символическую плату смогут в любом ювелирном
отделе с помощью несложной и наглядной
химической реакции.
Лидия МИХАЙЛОВА
|