Казалось бы, зачем талантливой и
красивой актрисе становиться революционеркой?
Да такой пламенной, что сам вождь называл ее
"товарищ Феномен"? Просто потому, что она
родилась под знаком Льва, значит, должна была
изведать и познать все, что происходило вокруг, и
везде быть первой и только первой.
В 1868 году в семье дворянина
Федорова-Юрковского родилась дочь. Машенька была
прехорошенькой и постоянно привлекала к себе
внимание, поэтому строгий глава семейства,
желавший воспитать из своих детей "настоящих
людей", требовал, чтобы ее одевали в самые
некрасивые платья, и даже велел заменить
перламутровые пуговицы на костяные. Но когда
Мария выросла, ее красоту спрятать уже было
невозможно. По воспоминаниям современников,
Андреева была "ослепительно красива"...
Федоров-Юрковский становится главным
режиссером Александринского театра. Следуя по
стопам родителей (ее мать была актрисой), Мария
тоже выбирает театр. Рано окончив гимназию, она
поступила в драматическую школу, а в 18 лет
отправилась в Казань, где впервые вышла на сцену.
Спустя два года Мария вышла замуж за крупного
чиновника Андрея Желябужского, который был
старше ее на 18 лет. Официально он занимал пост
главного контролера Курской и Нижегородской
железных дорог, но помимо этого был членом
Общества искусства и литературы, членом
правления Российского театрального общества. В
1888 году у супругов родился сын Юрий, в 1894-м - дочь
Екатерина.
Желябужский получил новое назначение,
и супруги переехали в Тифлис. Мария вступила в
Артистическое общество, которое объединяло все
самые талантливые артистические силы в Тифлисе.
В его спектаклях часто выступали супруги
Желябужские под псевдонимом Андреевы (потом он
так и остался у Марии Федоровны). Андреева на
тифлисских подмостках участвовала не только в
драме, но и в опере - уроки пения дала ей певица
Зарудная.
Красивой молодой актрисой был
очарован весь Тифлис. Во время одного из банкетов
влюбленный в нее юный грузин произнес в ее честь
тост, затем сделал маленькую паузу и добавил:
"После тоста в честь такой прекрасной женщины
никто не посмеет больше пить из этого бокала".
И на глазах всех присутствующих... съел его.
Спустя многие годы Андреева, сидя в
кругу гостей, вспомнила тот эпизод со вздохом: "Да,
дела минувших дней, а теперь никто для меня не
будет грызть бокалы, да и грузин таких больше
нет". На что присутствовавший за столом
актер и режиссер Константин Марджанов (Котэ
Марджанишвили) обиженно заявил: "Ошибаетесь,
Мария Федоровна. Грызть бокалы - у нас это самая
обычная вещь. Я вам докажу... Вот сейчас выпью за
ваше здоровье и закушу бокалом". Он осушил
бокал и снова поднес его ко рту. Жена
Луначарского невольно вскрикнула. Тогда
Марджанов смущенно сказал: "Извините, Наталья
Александровна, я понимаю - вам жалко такого
бокала; нельзя разрознить винный сервиз", - и
поставил его на место. Андреева хохотала до слез.
Семья Желябужских переехала в Москву,
и Андреева начала выступать в Обществе искусства
и литературы, которым руководил Станиславский.
Дебют состоялся 15 декабря 1894 года в пьесе
"Светит, да не греет" А.Островского и
Н.Соловьева. Ее партнером по сцене был сам
Станиславский.
За
три сезона Андреева сыграла одиннадцать ролей,
училась в Московской консерватории, вместе со
Станиславским и Немировичем-Данченко принимала
участие в создании Художественного театра. В
первые годы его существования Андреева играет
основные роли: Гедду Габлер в одноименной драме
Ибсена, Ирину в "Трех сестрах", Наташу в
"На дне" и другие. Театральный критик Сергей
Глаголь отмечал: "Г-жа Андреева - чудная
златокудрая фея, то злая, как пойманный в клетку
зверек, то поэтичная и воздушная, как сказочная
греза".
Была пресса, любовь публики, успех.
Сама великая княгиня Елизавета Федоровна писала
ее портрет. Казалось, впереди только слава и
лавры...
Но Андреева вдруг увлеклась...
"Капиталом" и прочей марксистской
литературой. вступила в ряды РСДРП - втайне от
мужа, втайне от театра, от коллег. Одновременно
она умудрилась завести бурный роман с Саввой
Морозовым. Как известно, нельзя объять
необъятное, и когда в ее жизни появился Максим
Горький, артистическая карьера, так удачно
начавшаяся, постепенно сошла на нет. Самое
большее, на что Андреева могла рассчитывать, -
небольшие роли второго плана.
Однажды Станиславский сказал:
Андреева - актриса "полезная", Книппер -
"до зарезу необходимая". Ольга Книппер была
негласной царицей Художественного театра. Это
возмущало Андрееву, но все ее попытки завладеть
короной остались безуспешными.
12 апреля 1902 года Андреева направляет
Станиславскому возмущенное послание: "...Последним
толчком для меня был разговор с Саввой
Тимофеевичем, который говорил, что Вы находите,
что я стала небрежно относиться к театру, не
занимаюсь ролями и вообще играю на общих своих
тонах, а это равносильно, по-моему, тому, что я
становлюсь банальной актрисой... Рассуждать о
том, банальная я актриса или нет, - не мое дело.
Может быть, совершенно правы те, которые это
находят, говорю это без всякого "унижения паче
гордости", совсем просто. Но я думаю, что я
все-таки могу быть полезной, могу иногда играть
хорошо, а уж особенно если Вы этого бы захотели и
помогли мне. За все четыре года, что я служу, и
восемь лет, что я играю у Вас, неужели у Вас не
сложилось убеждение, что моя особа в моих глазах
всегда стояла ниже общего дела и мое самолюбие не
раз приносилось в жертву, раз это было нужно Вам
или делу?"
Письменная дуэль завершилась письмом
Станиславского Андреевой от 19 февраля 1904 года: "Дорогая
Мария Федоровна! Я узнал с большой грустью о
Вашем решении: уйти из своего театра. С не меньшей
грустью я сознаю, что мои убеждения и советы
теперь - неуместны и бессильны. Мне ничего не
остается более, как сожалеть и молчать..."
Покинув Художественный театр,
Андреева уехала в провинцию. Планировала вместе
с Горьким и Комиссаржевской создать новый
современный театр (деньги на него собирался дать
все тот же влюбленный в нее Савва Морозов),
немного поиграла на сцене в Старой Руссе, потом в
Риге. Но заниматься только театром она уже не
могла.
Именно революции, а не театру отдала
она всю свою энергию, свой темперамент и
организационный талант. Замужняя светская
женщина, известная актриса - великолепная ширма
для революционной подпольной организации.
Задания множились: от помощи в подготовке побега
большевиков из Таганской тюрьмы до хранения лент
с патронами в письменном столе. К тому времени
статский советник Желябужский перестает
интересовать Андрееву совсем. Дети пристроены у
сестры. Все силы могут быть "отданы борьбе"...
...Первая встреча с Горьким
состоялась в Севастополе в 1900 году. Гастроли
Художественного проходили в каком-то летнем
театре, и вот в антракте спектакля "Гедда
Габлер" в тонкие дощатые двери артистической
уборной раздался стук. "Голос Чехова: "К вам
можно, Мария Федоровна? Только я не один, со мной
Горький". Сердце забилось - батюшки! И Чехов, и
Горький!.. Встала навстречу. Вошел Антон Павлович
- я его давно знала, еще до того, как стала
актрисой, - за ним высокая тонкая фигура в летней
русской рубашке; волосы длинные, прямые, усы
большие и рыжие. Неужели это Горький?.. "Черт
знает! Черт знает, как вы великолепно играете",
- басит Алексей Максимович и трясет меня из всей
силы за руку. А я смотрю на него с глубоким
волнением, ужасно обрадованная, что ему
понравилось, и странно мне, что он чертыхается,
странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка,
длинные прямые волосы, странно, что у него грубые
черты лица, рыжеватые усы. Не таким я его себе
представляла. И вдруг из-за длинных ресниц
глянули голубые глаза, губы сложились в
обаятельную детскую улыбку, показалось мне его
лицо красивее красивого, и радостно екнуло
сердце. Нет! Он именно такой, как надо, чтобы он
был, - слава Богу!.." "Наша дружба с ним все
больше крепла, нас связывала общность во
взглядах, убеждениях, интересах. Мало-помалу я
входила во все его начинания, знала многих,
стоявших к нему более или менее близко. Он
присылал ко мне людей из Нижнего с просьбами
устроить их, сделать то или другое... Я страшно
гордилась его дружбой, восхищалась им
бесконечно..."
В конце 1903 года Андреева стала
гражданской женой Горького. Он расстался с
Екатериной Пешковой, но не порвал с ней
окончательно, а сохранил добрые, дружеские
отношения на всю жизнь. Никто не осудил
пролетарского писателя, а вот Андреевой пришлось
труднее. Ее критиковали, осуждали, порицали.
Потом была поездка вдвоем в Америку. Оттуда летом
1906 года Андреева пишет сестре: "Алеша так
много пишет, что я за ним едва поспеваю. Пишу
дневник нашего заграничного пребывания,
перевожу с французского одну книгу, немного шью,
словом, всячески наполняю день, чтобы к вечеру
устать и уснуть, и не видеть снов, потому что
хороших снов я не вижу..." Помимо
французского, она знала немецкий и итальянский,
вела всю переписку Горького. Освоила
художественный перевод. Заботилась об издании
произведений Горького, о выплате гонораров,
выполняла все новые и новые поручения партии.
В октябре 1906 года Горький и Андреева
покидают США и направляются в Италию. Начинается
жизнь на Капри. Их вилла на острове стала
прибежищем многих русских эмигрантов. Всех их
Андреева принимала, кормила, давала кров. Книга
Горького "Сказки об Италии" вышла с
авторским посвящением: "Марии Федоровне
Андреевой".
Вернувшись на родину, Андреева становится
финансовым агентом партии и изыскивает повсюду
средства для революционной деятельности. Почти
ежедневно пишет на Капри, информирует Горького о
политических событиях. Ленин ценил Андрееву - за
деловую хватку, умение все "выбить" и
достать.
После октября 1917-го начался новый
отсчет времени. Те, кто вкладывал в революцию
силы, здоровье и деньги, мгновенно захотели
получить компенсацию: новые посты и
"портфели". Не забыта и Андреева: она
становится комиссаром театров и зрелищ союза
коммун Северной области, то бишь Петрограда и
всех его окрестностей. В дневниках Корнея
Чуковского есть запись от 18 апреля 1919 года, как в
кабинет Шаляпина "влетела комиссарша Мария
Федоровна Андреева, отлично одетая, в шляпке - "Да,
да, я распоряжусь, вам сейчас подадут!.."
Распоряжалась. Выделяла. Наказывала и миловала.
Если ей самой требовалась поддержка - немедленно
апеллировала к Ленину. Обратилась к Блоку
"прямо и бесцеремонно" - возглавить Большой
драматический театр, но тот благоразумно
отказался.
Когда Горький переехал в Сааров
(недалеко от Берлина), Мария Федоровна часто
приезжала к нему. Вспоминает Нина Берберова: "Она
все еще была красива, гордо носила свою рыжую
голову, играла кольцами, качала узкой туфелькой...
Я никогда не видела в ее лице, никогда не слышала
в ее голосе никакой прелести. Вероятно, и без
прелести она в свое время была прекрасна.
Навещала Горького и Екатерина Павловна - первая
его жена и мать его сына..."
В начале 20-х годов в жизни писателя
произошли существенные перемены. Место Марии
Андреевой заняла другая особа, которая стала
незаменимым секретарем и сердечным другом
писателя - Мария Игнатьевна Будберг - "железная
женщина", о которой Берберова написала целую
книгу. Горький, расставшись с Марией Федоровной,
сохранил с ней ровные отношения.
Когда Горький умер, в крематории
присутствовали три женщины. Галина Серебрякова в
книге "О других и о себе" пишет: "Из
полутьмы, четко вырисовываясь, в траурном платье
появилась Екатерина Павловна Пешкова -
неизменный друг Горького. Тяжело опиралась она
на руку невестки. За ней шла Мария Федоровна
Андреева с сыном, кинорежиссером Желябужским. И
поодаль, совсем одна, остановилась Мария
Игнатьевна Будберг. Все эти три женщины чем-то
неуловимо походили одна на другую: статные,
красивые , гордые, одухотворенные..."
Зимой 1931 года Андреева получила свое
последнее назначение - стала директором Дома
ученых в Москве. Весь темперамент и энергию, не
израсходованную до конца, она вложила в новое
дело. Дом ученых на многие годы стал одним из
интереснейших мест общения интеллигенции
столицы. Мария Федоровна приглашала туда многих
выдающихся людей, частенько и сама выступала с
воспоминаниями. Основные ее темы: Ленин и
Горький. В то время самые популярные и выигрышные
темы. Отработанные елейные тексты шли на ура.
Мария Федоровна Андреева скончалась 8
декабря 1953 года в возрасте 85 лет. Казалось бы, по
всем каноническим большевистским меркам, она
прожила прекрасную жизнь, принесла большую
пользу делу революции, была соратницей Ленина и
Горького, ее имя вписано в историю
Художественного театра, она любила и была
любима... Но, по воспоминаниям очевидцев, в гробу
на ее лице была маска страдания. И никакого
умиротворения и покоя. В 1961 году вышла книга
М.Ф.Андреевой "Переписка. Воспоминания.
Статьи". Через два года она была дополнена и
переиздана. Читаешь эти более чем 700 страниц и
диву даешься, как все приглажено.
Не жизнь, а житие. Но ведь львицы и в
клетке остаются львицами…
Юрий Безелянский
|