Какое
родительское сердце не взыграет от радости, видя,
как его чадо любознательно, разумно и везде у
него все прекрасно получается. К радости
добавляется гордость и чуть-чуть тщеславия,
когда мы замечаем, что наш сын или дочь
отличается от сверстников именно блестящими
способностями. В глубине души мы считаем, что
одаренный ребенок похож на нас, и это льстит
нашему самолюбию.
Многие родители, особенно бабушки,
придерживаются мнения, что мать-природа имеет
тенденцию справедливо распределять свои дары.
Если она чего-то прибавила в духовной области,
значит, убавила в какой-то другой, например, в
физических достоинствах, в здоровье, в характере
и т. д. Однако исследования доказали, что в таких
представлениях нет и доли истины. Незаурядно
одаренные дети часто более здоровые и
закаленные. И если их воспитание никак особенно
не нарушается, то ведут они себя совершенно
нормально – играют, ищут развлечения, как и
другие дети, любят общение, любят посмеяться. Но у
них более зрелые интересы, а их любознательность
приводит к тому, что они накапливают большие
запасы знаний и сведений. А поскольку они
сообразительны и много знают, то легче находят
себе занятия, сами создают себе условия, чтобы
учиться – в этом плане с ними не так уж много
забот.
Безусловно, не стоит такую собственную
инициативу ребенка как-нибудь ограничивать из
страха, будто ему может повредить излишнее
знание. Эта позиция так же ошибочна, как и
насильственное принуждение к учению в ущерб
игре, бегу и другим подвижным занятиям,
развлечениям. Одаренным детям в школе нескучно,
хотя в первый класс они приходят, хорошо умея
читать и писать. На уроках для них столько
интересного, им хочется побольше разузнать и
исследовать, любая новая деятельность для них
увлекательна. Иногда такие дети
“перескакивают” через класс, но чаще не через
первый или второй, а через какой-то более старший,
когда лучше созрела нервная система и ребенок
более закален.
Но тут таится опасность, о которой не следовало
бы забывать. Некоторые родители незаурядных
детей хотят от них “чего-то еще”. Но одаренность
может быть неравномерной, мальчик или девочка в
одном занятии преуспевают, а в другом совсем не
блещут. В таких случаях мы стремимся
посодействовать, чтобы развитие шло гармонично.
То есть обращаем усиленное внимание на то, в чем
ребенок хромает, а не усиливаем его лучшие
качества. Если же все стремления родителей будут
направлены на развитие выдающихся способностей,
то иногда возникает угроза еще большей
односторонности, к чему у одаренных детей и так
повышается склонность.
Здесь нужен разумный компромисс. И, чтобы из
одаренных детей получились бы и прекрасные
работники, и хорошие люди, тут главную роль
играет не одаренность, а прежде всего семейное
воспитание. Родители склонны перегибать палку, и
выражается это в самых разных формах. Например, в
требованиях, в амбиции, в честолюбии. Им мало
того, что сын или дочь уже умеют многое,
соответствующее их возрасту. Они требуют от
ребенка выдающихся достижений, чтобы и знакомые,
и родственники восхищались им – короче, чтобы
растущий человек стал “звездой”.
Возможностей для удовлетворения родительского
честолюбия вполне хватает – иностранный язык
задолго до школы, балет, музыка, фигурное катание,
компьютер. Конечно, бывает, что у некоторых детей
талант проявляется очень рано, и было бы обидно
его пропустить. Обычно все начинается со стихов,
песен, которые маленькая звезда читает каждому
по заказу. И любой благодарный гость выражает
восторг и аплодирует. А как еще поступить в такой
ситуации? Аплодисменты соблазнительны – человек
потом особенно усердствует, чтобы заслужить их
еще раз.
Ведь мы прекрасно знаем, как трудно устоять
перед соблазном успеха. А тут малыш. И
неудивительно, что наша маленькая звезда
воображает, что она все умеет, и воспринимает
восторг как должное. Вот где может легко
сломаться характер. Если у маленького
вундеркинда укоренится представление, что он
умеет делать что-то необыкновенное, то это ведет
к убеждению, что ему все дозволено. И тогда в
обязанность добрых бабушек и мам будет входить
не только восхищение одаренным ребенком, но и его
безграничное обслуживание. Теперь они обязаны
подготавливать дальнейшие успехи своему чаду. И
горе тем родителям, у которых из маленькой
очаровательной звездочки вырастет большой,
лопающийся от тщеславия эгоист.
Согласитесь, сегодня вундеркинд – не такая уж
редкость. Часто мы слышим или читаем о том, что
ребенок закончил школу в 13-14 лет и поступил в вуз.
Стоит задуматься: видимо, это уже в порядке вещей?
Специально растить вундеркиндов не стоит (да и
вряд ли получится что-нибудь из этого), но если
заметны способности ребенка в той или иной
области, то необходимо помочь этим способностям
развиться.
Например, когда семья ждет ребенка, они хотят,
чтобы он вырос здоровым и умным, -- кто об этом не
мечтает? Но мечты так мечтами и остаются, если нет
понимания того, что научить ребенка можно только
тому, что умеешь и чем увлечен сам. Если с
ребенком не разговаривать, он так и не научится
говорить. А что, если мама будет разговаривать с
ним по-русски, а папа – по-английски? Ведь тогда
ребенок одновременно и очень легко усвоит сразу
два языка.
Дети все гениальны от рождения, надо только
способности их вовремя распознать и развить.
Например, я знаю семью, где растет маленький
четырехлетний вундеркинд. Но специальных
занятий с ним никогда не проводят ни мама, ни
папа. Никогда никакого принуждения. Малейший
намек на усталость или нежелание ребенка
заниматься служит сигналом – хватит! С мальчиком
занимаются играючи (чаще по-английски): “Сколько
ложек на столе? А сколько осталось машин, если
одна уехала? Сколько листиков на этой ветке?” Но
и сам ребенок (впрочем, как и другие дети) задает
бесчисленное количество вопросов. И на каждый
вопрос получает исчерпывающий ответ – благо,
пока еще родителям не приходится заглядывать в
энциклопедию и справочники. Правда, нередко
родителям приходится порядком ломать голову, как
объяснить ребенку то, что по возрасту ему понять
трудно. И надо объяснять, а не уходить от ответов.
Мальчик ходит в студию рисования, занимается
музыкой. И что же, все просто в этой семье, никаких
проблем? Нет. Вот одна проблема – что делать с
ребенком дальше?
Единственный выход – раньше положенного срока
пойти в школу и перепрыгивать через класс. Но
мама беспокоится: с кем же сыну дружить, если он
будет младше своих одноклассников?
Созданы же школы для музыкально одаренных, есть
школы для умственно отсталых детей, но почему-то
нет школ для таких, как этот мальчик? Может быть,
нужны и не целые школы, а хотя бы класс? Часто
бывает так: сидят за одной партой способный
ученик и слабый. Учительница не может сдвинуться
с места, пока слабый ученик не усвоит материал. И
бьется педагог, ориентируясь, как правило, на
среднего ученика. А что же в это время делать
сильному (особенно в старших классах)? Он ждет, он
томится, он начинает привыкать к безделью. Ум его
застаивается, так как не получает необходимой
нагрузки.
Создание специальных школ для умственно
одаренных детей во многом облегчит им жизнь. Они
не для того пришли на свет, чтобы их выставляли и
показывали. И свои успехи, которых так жаждут
родители, они воспринимают как обыденность, а не
как что-то неординарное. В наших детях много
богатства. Но нужно раскрыть его, выявить и
помочь ему развиться.
Ольга БЕЛКИНА
|