“Над вымыслом слезами обольюсь...”
Пушкин
“И стоило становится актером,
чтобы на Невском висели твои портреты с
надписью:
Евгений Миронов. ИДИОТ”
“Книжка толстенная, князь
припадочный,
деньги какая-то истеричка жжет…”
Владимир Бортко
Сразу
после праздников, с 12 мая, все население
Российской Федерации смогло насладиться
просмотром нового сериала - десятисерийной
экранизации романа Ф.М. Достоевского
"Идиот". И в целом правильно — все равно не
помнит большинство из нас с вами ничегошеньки из
книги, которой культурные иностранцы мерят
загадочные глубины русской души. На госканале
РТР решили ознакомить нас с нашей же исконной
классикой, и замутили 10-серийный проект “Идиот”.
Сама идея экранизации литературной
святыни, не включенной в программу школ сугубо
общего образования, принадлежит Валерию
Тодоровскому, которому давно хотелось
“по-своему”, менее дидактично, чем Пырьев в
своей постановке 1958 года, “прочесть”
Достоевского. Формат многосерийного телекино
позволяет наиболее полно сохранить текст и
воспроизвести на экране многочисленные сюжетные
линии романа. Ставит “Идиота” нового времени
автор, наверное, лучшей телеэкранизации
Булгакова Владимир Бортко (“Собачье сердце”).
Всякая классика хороша тем, что она, к
счастью, не стареет. А может, к сожалению, конечно,
футуристы хотели сбросить Пушкина с парохода
современности. Парохода нет, а Пушкин остался.
“Молодежь перестала слушать взрослых, мир
катится к концу...” Когда это написано? Примерно
шесть тысяч лет до нашей эры. С тех пор ничего не
изменилось. Федор Михайлович абсолютно
современен, поскольку человеческие характеры и
человеческие отношения не меняются. Человек
вообще не меняется никогда, а классика выявляет
это в наиболее ярком виде. Поэтому
осовременивание Достоевского — чистой воды
глупость. Вот Бондарчук попытался со своим
“Даун-Хаусом” - но это не Достоевский. Это
талантливое произведение, только непонятно,
зачем оно сделано. Доказать, что классика может
быть интересной? Такие бы усилия да в мирных
целях — цены бы им не было. Похулиганить
захотели? Ну что ж, пожалуйста, никто не
запрещает. Но смысла в этом я не вижу. Хотя, смотря
“Даун-хаус”, я смеялась.
Режиссер Владимир Бортко в отличие от
своих предшественников снял свой мини-сериал не
только о Настасье Филипповне и ее мужчинах. Как
говорит он сам: "В основном и кино, и
театральные постановки основаны на первой и
третьей книгах романа, то есть на любовной
истории. Но помимо этого есть еще две трети
романа, где Достоевский пишет о сложных вещах".
"Сложные вещи" у Бортко сняты настолько
изящно, что съедаются легко и на раз даже усталым
и не желающим никаких философий глазом. Так что
нелюбители вникать в причины мирозданья могут не
опасаться, что им в качестве вечернего
развлечения (а сериал шел в прайм-тайм) подсунут
поучительную проповедь. И во многом легкость эта
обеспечивается за счет действительно
фантастической игры актерского состава.
Главные роли играют молодые звезды
первой величины: Князь Мышкин - Евгений Миронов. В
титрах идет выделенным шрифтом, режиссером и
даже своими коллегами называется не иначе как
"гений", "гениальнейший", "лучший
актер всех времен и народов". Он играет и в
самом деле так, что в мгновенном порыве
хватаешься за простыню, потому что обычный
носовой платок не вместит всех слез, которые
Миронов - Мышкин выжимает из не подготовленного к
такой игре зрителя. И этот зритель уже к исходу
первой серии осознает, если раньше не знал, что
Миронов - действительно великий актер и что
"Идиота" давно надо было снять. Для него. Под
него. Ему, правда, тоже пришлось подстроиться под
фильм. Как говорит Миронов, "в книге князь -
молодой, очень худенький человек. Вот и я похудел
на десять килограммов". Миронов, как
свидетельствуют очевидцы, работал по двадцать
часов в сутки, заучивал десятки страниц текста и
терял килограмм за килограммом. И действительно,
актер идеально подходит под описание своего
героя: “молодой человек, тоже лет двадцати шести
или двадцати семи, роста немного повыше среднего,
очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с
легонькою, востренькою, почти совершенно белою
бородкой. Глаза его были большие, голубые и
пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но
тяжелое, что-то полное того странного выражения,
по которому некоторые угадывают с первого
взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо
молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое
и сухое, но бесцветное, ...” (“Идиот”, Ф.М.
Достоевский, Москва, “Эксмо”, 2003, стр. 6)
Рогожин - Владимир Машков, в котором
лично мне все время виделся Пугачев из “Русского
бунта”, но роли богатого человека, эдакого “всех
куплю!” это ничуть не помешало.
Лидия Вележева - Настасья Филипповна.
Поклонники “Воровки” правда, сказали, что
именно она – “слабое звено” сериала. На мой
взгляд, ей немного не хватает чего-то до той самой
роковой женщины, вокруг которой завязано все в
романе. Но конкурс на Настасью Филипповну был
поистине огромен — роль-идефикс, в некотором
смысле женский аналог актерского “Гамлета”,
хотели сыграть очень многие. В результате
молодая звезда Вахтанговского театра, честно
выиграла видеопробы у более чем десяти
претенденток – а это уже говорит в ее пользу.
Впрочем, и весь актерский состав
телефильма впечатляет: Инна Чурикова, которая по
мнению психиатра Домаева, “гениально впала в
детство” (“Телесемь” за 26 мая – 1 июня), Олег
Басилашвили - генерал Епанчин — облеченный в
генеральский мундир с эполетами, на редкость
органично отдыхает в китайской гостиной, Алексей
Петренко, Владимир Ильин, Михаил Боярский, Ольга
Будина и даже... телеведущая Мария Киселева,
исполняющая роль Вари Иволгиной.
Мини-сериал о страданиях
прекраснодушного, но больного (а в России это
связано неразрывно, здоровый прагматизм у нас не
уважали никогда) русского князя снимают, конечно
же, в Питере. В аляповато-роскошном особняке
купца Спиридонова, нечаянно не разграбленном в
период революций, снимается, пожалуй, самая
эмоциональная и надрывная сцена фильма —
помолвка Настасьи Филипповны, сопровождаемая
сжиганием дензнаков в печке. Ганя Иволгин в
исполнении Александра Лазарева (кстати, меня
несколько удивило, что при близости фильма к
тексту, Лазарева все же оставили брюнетом) уже
готов кинуться их вынимать. Мысль о деньгах у
Гани – это почти паранойя, а вот отказ – это
скорее агрессивный кукиш миру, гордыня, а не
нравственный выбор. Именно этот кукиш особенно
удался Лазареву. Вообще, на мой взгляд, уж слишком
красивый, сильный актер выбран для образа
Иволгина – человека по сути комплексующего,
амбициозного,агрессивного, по мению психиатров,
которые тоже посмотрели и сам сериал, и книгу.
(Домаев, “Телесемь” за 26 мая – 1 июня)
Кстати, о сожженных деньгах. Нужны
были именно купюры времен Александра II — они
оказались жуткой нумизматической редкостью,
стоящей на аукционах от 2 до 6 тысяч долларов. В
“Идиоте“ у Пырьева сняли “неправильные“
деньги, а здесь удалось выйти на коллекционера,
который подарил ксерокопию искомой сторублевки.
Еще месяц экспериментировали с различными
концентрациями противопожарных составов для
того, чтобы “деньги“ не сразу сгорели, а
обуглились.
Костюмы, грим, бутафория — в них и очарование, и главная сложность любого исторического сериала.
“Идиоту” повезло — здесь собрались “последние
из могикан” “Ленфильма”. Они часами сидят в
питерских архивах-библиотеках, выискивая нужный
фасон и рисунок прически, напрягают все личные
связи, чтобы достать, к примеру, подлинное
лионское кружево или зонтик. Новоделы, какие-то
суррогаты не проходят — в кадре тут же видна
лажа. Огромная проблема — обувь. Народ гораздо
крупнее стал: самым ходовым размером женских
ножек в XIX веке был 33-й.
Цена одного дамского платья
колеблется в районе 1000 долларов, а всего их
пошито для фильма больше 15. Бюджет у “Идиота”
такой же, как у “Бандитского Петербурга”. Вот
почему деньги уже кончились, а половина фильма
еще не была снята.
Единственный минус, который могу
поставить - до боли обидно за финал. У
Достоевского финальная сцена ночи Мышкина и
Рогожина рядом с трупом Н.Ф. — удар, от которого
трудно прийти в себя (хоть и занимает в романе
всего две страницы). Гениальные детали в тексте
романа, подробности, нюансы поведения двух людей,
которые за несколько часов сходят с ума, могли бы
послужить подробнейшей раскадровкой. И что
вообще не получилось у Бортко — это бесконечное
ожидание рассвета, который, кажется, не наступит
никогда. А затем описание этого кошмарного
рассвета. В фильме время укоротилось. Ожидания не
случилось.
БОРИСОВА Мария
|