Здоровая
самооценка человека — положительная самооценка;
к такому выводу пришли психологи. Именно в этой
уверенности, что мы умнее, способнее, симпатичнее
и счастливее, чем все остальные, кроется причина
жизненного успеха нас и наших детей.
В раннем возрасте у человека есть лишь один
источник информации о себе — отношение к нему
близких. Это потом, когда малыш станет взрослым, у
него появятся более объективные ориентиры. А
пока родители, часто безотчетно, “объясняют”
ребенку, какой он недотепа, бездарь или, напротив,
— ловкий, способный. Одни дают оценку только
положительным поступкам, другие – замечают одни
просчеты и промахи, не забывая “поставить их на
вид”. Так, из множества повседневных эпизодов,
нюансов и реакций окружающих складываются
представления ребенка о себе. Чувство и степень
самоценности, которое определяет качество жизни
и даже судьбу человека.
Ни для кого не секрет, что взрослые
частенько находятся во власти собственных,
субъективных представлений о том, какими должны
быть их дети. Мы мечтаем, чтобы наш
ребенок прекрасно музицировал, а у него,
оказывается, не слишком хороший слух. Думаем, что
он будет расти вундеркиндом, а он никак не освоит
алфавит, до сих пор писается в постели,
стесняется чужих да еще грубит – ну, какая тут
спецшкола для одаренных! Недовольство и
разочарование то и дело проскальзывают в нашем
общении с ребенком (“Вот Маша, Лена, Паша в твоем
возрасте...”). Для маленького человека наши
чувства — просто катастрофа. Ему кажется, что он
нелюбим, что его отвергают. Ощущая, что им
недовольны, что он не соответствует ожиданиям
родителей, малыш понемногу начинает испытывать
неуверенность в своих силах, боязнь всего нового,
в чем он может вновь оказаться не на высоте, и
даже неприязнь к себе. Словом, классический
комплекс неполноценности, который ему мешает
больше, чем любая другая психологическая
проблема.
И наоборот, постоянное косвенное одобрение —
поистине “бальзам на душу” ребенка, от которого
он расцветает и хорошеет. “Да ты сам собрал
игрушки!”, “Да, ты оказался прав, когда
говорил…”, “Какой ты сегодня красивый!” — все
эти мимолетные комплименты окружающих значат
для ребенка не меньше (а то и больше) любой
“пятерки”. Вспомните себя: походя брошенный
комплимент малознакомого человека повышает нам
настроение гораздо больше любой “Почетной
грамоты”. Мы бережно храним такие эпизоды в
памяти годами и обращается к ним, как к высшему
авторитету, в моменты, когда наша самооценка
готова рухнуть.
Любопытно, что, по мнению специалистов, очень
многое в отношении взрослого к маленькому
зависит от самовосприятия именно старшего.
Наши неуверенность, потерянность, недовольство
собой отражаются на детях. Как часто они не могут
понять, почему мама нахмурена, нервничает,
чего-то опасается, - маленькие эгоцентристы, они
сразу же воспринимают причины ее плохого
настроения на свой счет.
Не так-то просто в повседневной жизни постоянно
выискивать поводы для комплиментов своим чадам,
скажут многие. Однако вовсе не требуется
постоянно ухищряться в похвалах и выискивать для
этого поводы. Заведите в своей семье интимную
традицию обращаться к ребенку какой-нибудь
благозвучной кличкой, от которой он (возможно в
тайне, но очевидно) в восторге. “Принцесса,
тигренок, супермен, пират, Златовласка). Иногда очень
помогает обращение полным именем
(разумеется, если оно нравится ребенку): Сергей,
Владимир, Александр, Анна — такое обращение
демонстрирует одновременно уважение, признание
взрослости и ожидание серьезного поведения.
Сравните самооценку двух десятилетних тезок:
Тоськи и Анастасии. Доведя это обращение до
автоматизма, вы без всякого умственного
напряжения каждый раз будете напоминать ребенку
о своем уважении к его личности и признании его
персональных достоинств (смелости, чести,
нежности и т.п.).
Итак, как научить их быть уверенными в
себе:
Обращайтесь
к ребенку почаще с приветливыми, подбадривающими
фразами: “Чтобы я без тебя делала!”, “Давай
вместе подумаем...”, “Привет, мое солнышко”.
Не
поддавайтесь соблазну публично сравнивать
вашего ребенка с другими детьми и не требуйте
повторения чужих подвигов. У каждого ребенка
индивидуальный темп развития. И вовсе не
обязательно, что задержка развития помешает
достичь в итоге высоких результатов.
Не
бойтесь перехвалить малыша. И не обязательно
искать специальный повод, чтобы сказать
“молодец”, “умница”. Ребенку жизненно
необходимо поощрение — это придает ему вес в
собственных глазах. Старайтесь избегать
обобщающих оценок: “лентяй”, “поросенок”,
“плохой”. Говорите о каждом конкретном случае, в
котором малыш оказался не на высоте без ссылок на
предыдущие и прогнозов на будущие аналогичные
промахи типа: “Ты всегда был неряхой”, “Ты
никогда не научишься убирать за собой!”
У многих
детей чувство уверенности повышается благодаря
телесному контакту с родителями. Даже если ваш
сорванец уворачивается от поцелуя, и сердито
рычит при попытке взъерошить ему волосы или
похлопать по спине. Психотерапевты советуют
обнимать ребенка минимум четыре, а в идеале
восемь раз в день.
Ольга МИХАЙЛОВА, детский
психолог.
|