Если ваш
маленький фантазер не устает сочинять новые
невероятные истории, не торопитесь спускать его
с небес на землю. Он еще успеет стать реалистом. У
нас, в России, фантазия вообще традиционно
поощрялась: “Складно врешь, приятно слушать”.
Есть даже вполне законный жанр — небывальщина.
Дети, умеющие не только играть по правилам, но и
придумывать новые игры, пользуются авторитетом у
сверстников.
Чем прагматичнее народ — тем более он склонен
поощрять “реалистический взгляд на вещи”.
Американцы, к примеру, относятся к фантазии
настороженно и советуют с младенчества приучать
детей говорить только правду. Поэтому они
совершенно не понимают розыгрышей, что делает их
в глазах европейцев скучнейшими людьми, начисто
лишенными чувства юмора.
Если же взять японцев с их прославленной
системой дошкольного воспитания, то в ней
фантазии просто нет места. Она не поощряется, не
осуждается -- она просто отсутствует. Взрослый
японец даже для прагматичного американца —
существо нудное: он патологически правдив и
начисто лишен воображения.
Буйный всплеск фантазии наблюдается у детей
между тремя и четырьмя годами. Перемены
происходят буквально каждый день. Только вчера
еще, кажется, он цеплялся за внешнее сходство и
вот уже все чаще, все легче отрывается от него,
отправляясь в свободный полет фантазии. Шашки,
например, могут быть чем и кем угодно, заменяя
собой и натуралистичные фигурки солдатиков, и
посудный сервиз.
Тем, у кого есть дома трех-четырех летний
фантазер, знакомо это чувство изумления. Если
есть на свете чудеса, то рождение воображения в
ребенке — одно из них. Умнейшие люди исписывали
тысячи страниц, пытаясь определить смысл и
сущность фантазии. Сходятся они в одном: в
признании необходимости и важности фантазии,
которой природа отвела такое значительное место
в человеческой жизни. Несомненно, что ребенок,
превращающий силой своего воображения
бутылочные пробки в гостей на балу, а пуговицы —
в солдат и генералов на поле битвы, ощущает себя
всемогущим. Ни один настоящий полководец на поле
битвы не имеет такой власти.
Тут происходит сотворение мира — ни больше, ни
меньше. Быстро растущая душа преодолевает
неумелость и несвободу детского тела. Ребенок
создает себе мир, где он — самый большой и
главный, где все от него зависит, где он может
превратить любой предмет в другой, наделить его
любыми функциями. Опыт всемогущества наполняет
его силой, душа созревает и крепнет от
ответственности.
Поразительно, что взрослые совершенно не
помнят этого ощущения. Им кажется, что ребенок
играет со “всяким мусором” от того, что у него
нет настоящих красивых игрушек. Взрослые — это
настоящие диверсанты. Они покупают детям
игрушки, как две капли воды похожие на предметы
реального взрослого мира. Завороженные этим
сходством, дети покидают мир своей фантазии и
позволяют взрослым навязывать им свои правила
игры.
Но возможности “настоящих” игрушек
ограниченны, и детям скоро становится скучно. В
глубине души ребенок ощущает потерю статуса: из
властелина мира он превратился в обслуживающий
персонал при дорогом заводном автомобиле. Делать
с ним особенно нечего, разве что хвастаться.
Недаром дети любят брать их во двор, где есть
публика, а дома предпочитают возиться со старыми
кубиками, один из которых — автомобиль, два —
грузовик, а пять — уже поезд. Так взрослые
подменяют в детях радость творчества радостью
обладания.
В пять-шесть лет дети охотно примеряют фантазию
на себя, принимая ролевые “обличия”. Сложить с
себя ответственность, спрятаться за маской —
одна из возможностей воображения. Побыть злым,
плохим серым волком, мощным быком, все сметающим
на своем пути, или говорящей куклой, которая
может сказать маме ТАКОЕ -- какая отдушина!
Дети, у которых не развито или подавлено
воображение, часто бывают просто несносными. Все
те эмоции, которые не удалось “отыграть”,
выплескиваются на окружающих. Взрослые даже не
догадываются о причине этих срывов и истерик. А
если бы догадались, то приложили бы все усилия
для поощрения и развития воображения.
“Выпускание пара”, разрядка — это лишь
частный случай применения ролевой игры, основной
смысл которой — развитие сочувствия,
способности ставить себя на место другого
существа и даже предмета. За один вечер ребенок
может побыть морским чудовищем и золотой рыбкой,
которая служит людям; мышонком, имеющим братьев в
соседних квартирах; лягушкой, которую приличные
люди даже в дом не пускают, а еще конфеткой,
которую никому не удастся съесть...
В последнее время психологи и педагоги
обеспокоены исчезновением фантазии из детской
жизни, и жизнь эта становится все менее детской. С
помощью “детских” телепрограмм и компьютерных
игр взрослые вытесняют детскую фантазию своей
собственной, а взрослая фантазия иначе устроена.
Кроме того, дошкольное детство почему-то
представляется родителям пустой тратой времени.
Чтобы исправить эту ошибку, они спешат заставить
трехлетних детей учиться чему-нибудь
“полезному”. Но у детства совсем другие задачи
— намного важнее раннего обучения грамоте и
иностранным языкам. Дошкольное детство — это
страна чувств. Как бы бурно ни шло познание мира в
этом возрасте, оно насквозь пропитано и окрашено
чувством. И именно ему служит воображение. Пока
психологи считали воображение функцией
интеллекта, у них ничего не получалось, картинка
не складывалась. И только признав его
принадлежностью мира чувств, ученые смогли
понять, почему так пышно цветет оно в раннем
детстве. И почему лишь поэты проносят эту буйную
фантазию через всю жизнь.
Ольга МИХАЙЛОВА, детский
психолог.
|