Женский пол
ведет борьбу за свои права с древнейших времен, а
не с XVIII столетия, как принято считать. В каком
веке были предприняты робкие попытки
противостояния мужскому населению, никто не
знает: нет тому письменных доказательств. Первое
известное человечеству феминистическое письмо
принадлежит перу француженки Кристины де Пизан,
жившей во второй половине XIV века. С XVII в.
сохранились письменные свидетельства
британских феминисток Афры Бенн, Мэри Эстелл.
Сам
же термин "феминист(-ка)" впервые появился в
английском языке в конце позапрошлого века и
сначала подразумевал исключительно проблему
политической власти. Движение быстро набирало
обороты и принимало различные формы – от
либеральной до радикальной.
Либеральные феминистки ограничивались
единственной идеей: женщина равна мужчине
по разуму, отсюда ее юридические и политические
права – на участие в политических процессах, на
образование и оплачиваемый труд. В начале
XX века либеральное феминистическое движение
приобрело массовый характер и лучшее отражение
проблемы – в классической литературе рубежа
веков.
Помните Терезу Ракен у Эмиля Золя –
"собственность" воспитавшей ее тетки,
игрушку больного, эгоистичного двоюродного
брата, а потом и мужа? А Тэсс Дарбейфилд у Томаса
Гарди – несчастную жертву родителей,
стремящихся как можно выгодней продать дочь
замуж, забаву богатого фата Алека? А Нору у
Генрика Ибсена – и куколку, и белочку, и бабочку,
и птичку, только не равноправного члена семьи, с
которым можно и должно считаться? А сестру Керри
у Драйзера, вынужденную сожительствовать то с
одним, то с другим, чтобы не пропасть без работы и
денег в большом городе? А миссис Уоррен Бернарда
Шоу, ставшую от безвыходности из
нищенки-посудомойки обеспеченной проституткой?..
Тогда было за что бороться. Через столько
унижений и мук прошли женщины, прежде чем
добиться равноправия!.. Но ведь добились же!
Безликое и забитое существо слабого пола во всем
цивилизованном мире (исключение составляют,
пожалуй, некоторые развивающиеся страны, о
которых сейчас речь не идет) превратилось в Ее
Величество Женщину. Если уж ей доверили право
избирать и быть избранной, вплоть до управления
государством (как, например, в Латвии), что уж там
говорить о возможности получать высшее
образование, неплохо зарабатывать, быть
полноправным партнером в бизнесе? В мировую
историю вписаны имена великих женщин: политиков
и ученых, писательниц и поэтесс, модельеров,
актрис, певиц… Ими восхищается, их признает все
мужское сообщество, о них создают фильмы и книги,
сочиняют легенды.
Но человеку в юбке этого показалось мало. С
конца 60-х годов XX столетия началась вторая,
радикальная волна эмансипации. "Мужчины
пользуются своей физической силой, чтобы
доказать свое превосходство, и этим ставят нас в
униженное положение", – заявила Она, и война
продолжилась. Появилось бесчисленное множество
феминистских движений и организаций: в Англии –
это "Женщины против насилия над женщинами",
"Кризисный центр для жертв насилия",
"Сердитые женщины", во Франции –
"Шуазир", в США – "Хлеб и розы",
"Ведьмы", "Красные чулки"…
Американская феминистка Бетти Фридан гневно
призывала мужчин к большему участию в воспитании
детей, ее соотечественница Кейт Миллет бичевала
мужчин за проявление власти в сексуальных
отношениях полов. В том же духе выступали Сьюзен
Браунмиллер и Ялна Ханмер. По их мнению,
изнасилование – это "сознательный процесс
запугивания, посредством которого все мужчины
держат женщин в состоянии страха". На первый
взгляд кажется, что тут трудно возразить,
поскольку такие из ряда вон выходящие факты
нередки и сегодня. Но если предположить, что
насилуют женщин не мужчины, а подонки, в которых
нет ничего мужского, кроме соответствующих
органов, вопрос снимается. Родись эти люди, если
таковыми их можно назвать, женщинами, с тем же
успехом они совершали бы подлости и коварства. А
чем, спрашивается, второе хуже первого?
Француженка Симона де Бовуар зашла еще дальше,
призывая весь женский пол забыть о таком
"позорном" понятии, как женственность. В
книге "Второй пол", увидевшей свет в 1998 г., де
Бовуар рассказывает, как шаг за шагом общество
растит из девочки женщину. Она склонна считать,
что женщиною не рождаются, а становятся. Отсюда
следует нелепый вывод: семья – основа женской
эксплуатации и потому подлежит уничтожению. О
какой же эксплуатации идет речь, если сегодня
вместо женщины все чаще и чаще стирают, убирают,
моют посуду, готовят машины? Труд женского пола
максимально облегчен, а в обеспеченных семьях и
вовсе стало модным нанимать домработниц.
Большинство мужчин давно не стыдятся помогать по
хозяйству и заниматься детьми.
Маша Арбатова как-то привела в пример,
достойный, по ее мнению, подражания, слова одной
финской женщины при устройстве на работу. Ее
спросили, не трудно ли будет справляться с
работой и тремя детьми, на что та обиженно
ответила: "У моего мужа тоже трое детей, но
никто не смеет задавать ему такие вопросы".
Кто-нибудь задумывался над тем, почему наши
бабушки и деды жили душа в душу до конца своих
дней и о лучшем даже не помышляли, а современные
семьи распадаются чуть ли не на второй день после
свадьбы? Не потому ли, что современная женщина
больше думает о том, куда пойти и развлечься,
вместо того чтобы воспитывать будущее поколение,
не потому ли, что заменяет наваристый суп
бульонными кубиками, а домашние голубцы
синтетическими и консервированными продуктами?
Это ни в коем случае не нападки на весь женский
пол и тем более не защита мужчин: зачастую именно
они являются причиной разлада в семье. Но ведь
Женщина не просто человек женского пола, это еще
и роль – незаменимая роль хранительницы очага.
Она – примиряющее начало. Она – душа и сердце
семьи. И Она должна быть житейски мудрой. Это
духовное предназначение, данное свыше. Зачем ему
сопротивляться? Не значит ли это поступать
вопреки Природе?
Нет сомнения, в войне между полами победителей
не будет, этот бессмысленный спор так и останется
нерешенным во все времена. Сегодняшние
феминистки в своих выступлениях доходят до
абсурда: они возмущаются, когда мужчины
поздравляют с 8 Марта, уступают в транспорте
место, подают руку. Чем они снова недовольны, чего
же они в конце концов хотят? Их требования
настолько противоречивы, что проще ответить на
другой вопрос: "Чего они не хотят?". Скорее
всего, быть женщинами.
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ.
|