Рано или поздно
перед родителями, которые хотят дать ребенку
хорошее образование и, по возможности, снабдить
вожделенной “путевкой в жизнь”, встает вопрос: когда
лучше начать обучение иностранному языку.
Поскольку ситуация сейчас такова, что учить ли
языку или нет – вообще не вопрос, то выясняем
конкретно КОГДА. В два, в три года? Позже, раньше?
Да когда же?! А на этот счет есть несколько теорий.
Одна из них гласит, что ребенка стоит
приучать ко второму языку с рождения, имитируя
обстоятельства, в которых вырастают билингвы.
Известно, что в семьях, где одинаково говорят на
двух языках, ребенок автоматически становится
носителем двух этих наречий. Ведь в нежном
возрасте он воспринимает оба языковых потока как
само собой разумеющееся и учится оперировать
языковыми структурами одновременно.
Все бы хорошо, да есть неувязка: одно дело –
естественное приобщение к языку, “родному” для
одного из родителей, а другое – нарочитое
говорение родителей, не “сроднившихся” с языком
и к тому же не обладающих педагогическими
навыками. Как правило, такой номер не проходит.
Впрочем, практика показывает, что популярность
этого метода растет. Только в несколько ином
варианте: приглашается няня с проживанием –
профессиональный педагог, специализирующийся на
совсем малютках. Есть такие педагоги и в
специализированных центрах дополнительного
образования, где уроки на иностранном языке
даются детям уже от года.
Но здесь опять же возникает сложность. В этот
период, как правило, ребенок начинает активно
осваивать родной язык. Если до этого был период
“накопления капитала”, то есть вслушивание в
язык, понимание и запоминание, то к году-двум
возникает потребность уже говорить. И если в этот
период – довольно напряженной умственной
деятельности, к слову сказать – загрузить дитя
еще и дополнительной языковой практикой, можно
серьезно “насолить” и ему, и себе. Ведь может
статься, что ребенку не только не хватит сил
учить “чужой” язык, но и это дополнительное
обучение повредит “родному” языку ( в первую
очередь, иностранная фонетика может сказаться на
произношении, артикуляции и т.п.).
Кроме того, известно, что в 2-3 года
способность ребенка усваивать сложные языковые
законы меньше, чем в 5 лет. Да и просто
запоминать и учиться (пусть даже понемногу) у
двух-трехлетнего малыша меньше: то, что пятилетке
дается за два-три занятия, ему удастся за
пять-шесть. Зачем, спрашивается, тогда мучить ни в
чем не повинное чадо? Надо всего-то подождать
пару лет.
Итак, наиболее подходящий возраст для
эффективного приобщения к языку – 4-5 лет.
С этим определились. Теперь возникает вопрос –
как и где. Понятно, что основой занятий в этом
возрасте должна быть игра, в процессе которой не
только заучиваются новые слова, но и идет
приобщение к мелодике языка, разыгрываются
различные сценки общения (так называемые
“ролевые игры”), происходит знакомство с
культурой страны, язык которой изучается, с
новыми друзьями-героями (как правило,
персонажами иностранных книжек). И в этом
контексте родителям стоит, прежде всего,
задуматься, смогут ли они сами преподать ребенку
язык на этом уровне или же следует обратиться в
профессионалам.
Практика показывает, что абстрагироваться от
того, что занимаешься с собственным ребенком,
довольно сложно. Но это почти всегда необходимо,
хотя бы потому что ребенок должен чувствовать
авторитет преподавателя, понимать, что занятия
языком – дело ответственное. Что это именно дело,
а не обычная игра с папой-мамой. Вот такой
парадокс: учить надо играя, но не заигрывая
с ребенком. Если вы на это способны –
просто замечательно! Не будет психологических
проблем, не будет претензий к системе
преподавания (какие часто бывают, если педагога
нанимать), не будет проблем со временем и местом
занятий, а также всегда можно будет
контролировать степень усталости маленького
ученика и вовремя реагировать на форсмажорные
обстоятельства (мало ли что…). Если же кажется,
что по какой-либо причине на роль строгого, но
справедливого педагога вы не тянете, не
отчаивайтесь – есть масса других вариантов:
репетиторы, детские центры, языковые курсы. Ваш
ребенок не останется “без языка”, уж поверьте!
Катерина АЛИПОВА
|