Помните
те счастливые минуты детства, когда мама читала
на ночь любимую сказку, а мы снова и снова
переживали за доверчивого Буратино и прятались
под одеяло при упоминании о Бабе Яге? А с какой
книгой подходят родители к детской кроватке
сегодня?
Казалось бы, взрослых не надо убеждать в том,
что детям следует дружить с книгой. Но
современным родителям, увы, некогда заниматься с
ребенком, и они выбирают более легкие способы
просвещения, оставляя свое дитя на попечение
телевизора, компьютера, магнитофона. А домашнее
чтение и поход в книжный магазин откладывают на
будущее.
О том, что книга незаменима, многие родители
вспоминают лишь тогда, когда видна письменная и
устная безграмотность ребенка, когда их
настораживает его скудный словарный запас и
узкий круг интересов. Но важно не только
приобщить ребенка к чтению, но и самим уметь
ориентироваться в безграничном мире литературы.
Собираясь купить малышу “что-нибудь почитать”,
мамы и папы сегодня часто теряются перед богатым
ассортиментом: выбрать сказку, которую когда-то
любили сами, или остановиться на переводной
“западной” книжке? Пополнить библиотеку
ребенка художественным произведением или купить
что-нибудь из познавательного? Ответить на эти
вопросы будет легко, если вы будете учитывать
интересы самого ребенка.
Родители часто обращаются к продавцам книжных
магазинов с просьбой порекомендовать им
“что-нибудь познавательное” для ребенка 1,5-2 лет.
Но подумайте сами: какие знания может дать книга
такому малышу? Ведь он и так каждую минуту делает
открытие, общаясь с родителями, окружающими его
предметами. Поэтому малышу в эти годы лучше
выбирать колыбельные, потешки, считалки, стихи
для самых маленьких, загадки, пословицы, то есть
те первые классические произведения, к которым
человек часто уже не возвращается позже.
Но уже со второго года жизни дети активно
начинают рассматривать рисунки, поэтому следует
выбирать книги с “говорящими” иллюстрациями,
которые помогают малышу лучше понять характер,
настроение изображаемых животных. Обязательно
спрашивайте у него, например, какая собачка или
кошечка нарисована: злая или добрая? Для самых
маленьких важна и красочность картинок –
цветные изображения притягивают внимание, как
яркие игрушки. Ребенок всегда стремится не
только слушать, но и видеть все то, о чем ему
читают. В этом возрасте им нужны такие сказки, как
“Теремок”, “Волк и козлята”, “Колобок”,
“Репка”.
Эмоциональное отношение детей к героям сказок
ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе
положительного персонажа, благополучному исходу
событий. Активно действуя (мысленно) вместе с
героем, дети пытаются иногда вмешаться в события
(прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по
картинке с изображением “плохого” персонажа).
Вместе с тем в этом возрасте отношение детей к
героям часто бывает не связано с текстом. Так,
мишку из сказки “Теремок” ребенок может
называть хорошим только потому, что у него дома
есть любимая игрушка – мишка.
В этом возрасте дети любят слушать и читать
стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью
готовы пропрыгать, проскакать, запомнить и
прокричать понравившиеся стихи, потому что им
необходим гармоничный мир, наполненный
мелодичными звуками, где красота языка
сочетается с ритмом.
А что же порекомендовать для чтения детям
дошкольного возраста? Тут приходят на помощь те
самые вечные сказки, на которых росли и мы:
красота русского слова не устаревает, и читать
эти книги нужно обязательно. В 5-летнем возрасте
самыми любимыми у детей становятся такие сказки,
как “Царевна-лягушка”, “Сивка-бурка”,
“Морозко”, “Конек-горбунок”, “Гуси-лебеди”,
“Снегурочка” с их чудесным вымыслом и
фантастичностью.
Очень популярны у детей 5-6 лет и “толстые”
книжки, полные хитросплетений и приключений –
“Золотой ключик”, “Приключения Чиполлино”,
“Приключения Незнайки”, “Белоснежка и семь
гномов”, “ Дюймовочка”, “Красная Шапочка”...
Они удовлетворяют потребность детей в
длительном общении с полюбившимися героями, о
приключениях которых они с замиранием сердца
готовы слушать много раз.
Прочти еще! – Таковы обычно первые слова малыша
после того, как он прослушает книгу. Повторное
слушание доставляет детям наслаждение, и они с
удовольствием отвечают на вопросы. Но
многообразие детской литературы формирует у
детей индивидуальные интересы и склонности. Одни
дети любят книги о животных и природе, другим
нравится слушать про приключения, третьи отдают
предпочтение сказкам, историям о жизни своих
сверстников, многие мальчики подолгу
рассматривают книги о войне. Поэтому в этом
возрасте особенно важно помочь ребенку
определиться в выборе. Особое удовольствие
получают дети от разглядывания смешных картинок
в юмористических книгах. Встреча с ними
удовлетворяет детскую потребность повеселиться,
посмеяться. Веселые книги С. Маршака, М. Зощенко,
Н. Носова, Э. Успенского обязательно должны быть в
вашей библиотеке.
Но, как показывают исследования, современные
дети стали хуже воспринимать классику. Так,
прочитав в детском саду детям сказку о “Рыбаке и
рыбке”, можно было услышать примерно такое
мнение ребенка: “Так ему и надо, старику. Чего же
он старуху не может обеспечить: и корыто у нее
дырявое, и дома нормального нет”. Этот пример
показывает, что образ жизни, мировоззрение детей
меняется, и проверенная годами литература уже не
все может объяснить маленькому человеку. Ведь
важно не только затронуть вечные темы, но и
суметь донести их до ребенка. А он быстрее
проникнется к герою, если сюжет будет приближен к
нашим дням. Дети – невероятно чуткие читатели.
Почаще посещайте книжные магазины вместе с
детьми и не бейте тревогу, если вместо “Тома
Сойера” он выберет “Невероятные приключения
Черепашек Ниндзя”, - вспомните, в свое время мы
ведь тоже часто предпочитали фантастику
классике. Важно, чтобы ребенок прошел этот этап,
не втянувшись в “кровавые” бестселлеры. Для
этого старайтесь ненавязчиво знакомить его с
хорошей художественной литературой. Пусть
классические детские произведения и не сразу
попадут в разряд настольных книг вашего ребенка.
Читайте их вместе и вслух. А о каких-то ваших
любимых произведениях можно просто рассказать. И
если они ему понравятся, то он обязательно
захочет их прочесть.
В некоторых семьях стало доброй традицией
сохранять полюбившиеся детские книги. И жизнь у
этих книжек долгая: их читали бабушка, мама, папа,
а теперь они стали друзьями ребенка. Такая
семейная традиция воспитывает у детей любовь и
бережное отношение к книге. И помните: вкус к
литературе формируется и развивается прежде
всего в семье.
Ольга БЕЛКИНА
|